Алевтина Бурматова
Консультация «Ритм и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритм является одной из первооснов жизни, он присутствует в живой и неживой природе. Мы его слышим и видим в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева… Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, здоровьем. С древних времен человек понимал значимость ритма для своего развития и здоровья. На четком ритме построено устное народное творчество: потешки, пестушки, колыбельные песни, считалки, заклички, прибаутки. Ритмические элементы прослеживаются в народных песнях и танцах, декоративно-прикладном творчестве (виды росписи, вышитые узоры на одежде, декоративные элементы резьбы по дереву для украшения жилища).
Публикация «Консультация „Ритм и здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Для современной жизни характерно ускорение ее темпа и аритмичность жизненных процессов, что создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер его развития. Нарушение чувства ритма не так безобидны, как нам кажется и исправить их значительно труднее, чем выработать.
Дети чаще стали говорить в ускоренном темпе, проглатывая звуки и слоги. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, особенно при произнесении длинных слов или фраз. Поэтому взрослым необходимо научить детей говорить в умеренном темпе, при котором слова будут звучать особенно отчётливо и понятно.
У детей с нарушениями речи также наблюдаются недостатки в восприятии ритма, это проявляется в затруднениях при воспроизведении слов из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует ее, в результате этого, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В школе такие дети чаще всего попадают в число неуспевающих учеников. В дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей неблагоприятно отражаются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка, ограничивая его общение со сверстниками. Поэтому работу над ритмом надо начинать как можно раньше.
В современной системе образования одним из главных целевых ориентиров является гармонизация отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой. Включение в образовательную деятельность детского сада работы над ритмом обеспечивает ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Ритм – это чередование определенных элементов или явлений. Признаком ритма является проявление акцента, т. е. выделение или усиление какого-либо компонента (сильной доли) (в музыке и речи – это звук, слог, слово, в танце – это движение, а в искусстве – это цвет, форма и величина). Таким образом, среди задач музыкального, физического, речевого, интеллектуального развития актуальным становится развитие чувства ритма дошкольников.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно – временных отношений. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Развитие чувства ритма входит с состав многих здоровьесберегающих технологий. В процессе НОД используются речевые и пальчиковые игры, игровой массаж и самомассаж, динамические паузы, элементы психогимнастики, ритмики, двигательные и оздоровительные упражнения, музыкотерапия, ритмодекламации.
Мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы специалистов: учителя - логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому развитию являются логоритмические упражнения, которые оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка. В процессе использования здоровьесберегающих технологий в организме детей происходит перестройка различных систем: сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной. Таким образом, работа над ритмом, как составляющим звеном разных здоровьесберегающих технологий, охватывает все образовательные области.
В рамках образовательной области «Речевое развитие» работа над ритмом начинается с развития слухового внимания и восприятия, узнавания, дифференциации звуков. На первоначальном этапе необходимо работать с неречевыми звуками, используя такие игры, как «Скажи, что звучит», «Угадай, где звук», «Угадай, какая игрушка звучала», «Тише-громче», «Найди одинаковые по звуку», «Что сначала, что потом», «Повтори за мной», «Чудесные коробочки», «Секретики».
В дальнейшем, необходимо учить детей различать речевые звуки: «Узнай по голосу», «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Большие и маленькие», «Звуковое лото»
А далее, можно переходить непосредственно к работе над ритмами. Начинать работу нужно с воспроизведения простых ритмов, постепенно переходя к более сложным. Чтобы ребёнку легче было воспроизводить заданный ритм нужно использовать зрительную опору (различные звуко-ритмические схемы). Учить детей отстукивать или отхлопывать ритм, сопровождая показом на схеме. Затем предложить ребенку найти схему услышанного ритма. Зрительную опору можно изображать в виде точек, палочек или рисунков, которые первоначально равноударны по силе (Игра «Ритмы»). Постепенно дети сами научатся воспроизводить не только простой ритм на слух, но и освоят более сложные ритмические схемы (Игра «Светофор»).
Если ребёнок не воспринимает ритм и допускает ошибки, то взрослый, выполняя хлопки и удары вместе с ним, сопряжённо сможет ему помочь их преодолеть. Для этого необходимо взрослому брать руки ребёнка в свои ладони и управлять различными движениями. Также чувство ритма у детей можно формировать через тактильные ощущения, выполняя лёгкие нажатия, сжимания или постукивания различных частей тела ребёнка. В младенчестве всё это отрабатывается в пестушках, потешках: «Маленькие ножки бежали по дорожке, а большие ноги шли по дороге», «Сова летит – лунь плывёт», «По кочкам, по кочкам», «Шла купаться черепаха и кусала всех от страха» и другие. В более старшем возрасте, детям вводится понятие «ударение», выделяя сильный удар, стук или хлопок. На ритмических схемах один из элементов изображается крупнее, означая более сильный звук. Эти интонационные схемы могут выглядеть в виде кружочков, а могут представлять собой и предметные рисунки (чередование крупных и мелких изображений). Далее хлопки и удары соединяются с речевым материалом. Движения сопровождаются с проговариванием закрытых и открытых слогов или звукоподражаний.
Затем работа над ритмом продолжается непосредственно в самой речи. Все движения сопровождаются проговариванием слогов или коротких слов. Предметы, составляющие ритмическую схему, можно соотносить с лексической темой недели (грибы, цветы, ягоды, животные, птицы и т. п.). Ритмическая игра «Большие и маленькие»
В результате, отработанные ритмы дети начинают слышать в словах. Им становится легко делить слова на слоги и выделять ударный слог. А в школе, нахождение ударного слога поможет им найти проверочное слово, и они без труда смогут правильно написать нужную букву в безударном слоге (Игра «Кораблики»).
Интерес для детей представляет ритмическая игра «Зоопарк», в которой нужно прохлопать названия животных.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть важнейшее значение чувства ритма для здоровья и общего развития человека. От взрослых, воспитывающих детей, зависит их дальнейшее благополучие. Ритм – это базовая структура, которая формируется с рождения. На основе ритма развиваются все физиологические и психические процессы в организме. Поэтому работа над ритмом должна стать основополагающим направлением не только в работе учителей - логопедов и музыкальных руководителей, но и всех педагогов, а также и родителей.