Лара Коровкина
Рисуем и развиваем мелкую моторику и речь: креативно и не скучно
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуем и развиваем мелкую моторику и речь :
креативно и не скучно
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Рисуем и развиваем мелкую моторику и речь: креативно и не скучно» размещена в разделах
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Проблема развития мелкой моторики и речи в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук и речи является изобразительная деятельность. Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Наблюдая за деятельностью детей в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена проблема, что рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Поэтому я пришла к выводу, что необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
В добавление к вышесказанному, именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование такими способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Не нужно быть вторым Пикассо, достаточно получать удовольствие от творческого процесса, а нетрадиционные техники помогут преодолеть страх неудачи и создать свои первые творческие шедевры. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Такие техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Кроме того, с использованием нетрадиционных техник у детей развивается не только мелкая моторика, но и ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей ватные палочки или листок с дерева). Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей. За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Их выбор осуществляется в зависимости от уровня общего и художественного развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей, вида художественной деятельности, задач обучения, воспитания и развития и др. С этой целью важным является позитивный и корректный анализ результатов труда, сбор творческих работ, например, составление собственного портфолио с последующей возможностью проведения «персональной выставки-презентации» (в конце года).
Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности. А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи!
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу, Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У детей развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы воспитателю, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Вместе с тем, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Венедиктова, И. А. Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников» / И. А. Венедиктова // Всероссийский сетевой журнал Дошкольник. рф. – 2019. - №8. – с. 94
2. Завьялова, М. Развитие воображения у дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством / М. Завьялова, Е. Часовская, О. Чеховских // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2019. - №3
3. Лыкова, И. А. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» : программа для руководителей и воспитателей ДОО, студентам педагогических вузов и колледжей / И. А. Лыкова. – М. : ИД «Цветной мир», 2019
4. Микляева, Н. В. Формирование мотивации творчества на основе техник рисования / Н. В. Микляева // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2018. - №10
5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и методистов ДОО, студентов педагогических колледжей и вузов, преподавателей изобразительному искусству в детских студиях, родителей / Р. Г. Казакова [и др. ]; под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Серия «Вместе с детьми»)
6. Соковых, С. В. Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики / С. В. Соковых // Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3
7. Стафеева, М. Г. Нетрадиционные формы рисования как средство подготовки руки к письму детей дошкольного возраста / М. Г. Стафеева // Журнал «Наука, техника и образование». – 2016