Ольга Панкеева
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация коррекционной работы с агрессивными детьми».
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек-тивный способ достижения цели.
Публикация «Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Агрессия— это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи-ческий дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку».
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активно
го торможения и т. д.);
д)социально-культурный статус семьи и т. п.
Особенности агрессивных детей.
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
16. Чувствуют себя отверженными.
17. Имеют высокий уровень личностной тревожности.
18. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ :
1. Если ребенку не хватает родительской любви.
2. Родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка (сон во время, еда во время, общение, интересы ребенка игнорируются.
3. Наказания преобладают над поощрениями поведения и постоянны. Угрозы, запугивания, негативное оценивание, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребенка, культ силы в семье.
4. Требования родителей несогласованны — у ребенка нет четких норм поведения.
5. Хронические конфликты в семье. Родители сами демонстрируют агрессию (особенно успешную, с помощью которой удается чего-то добиться). Особенно опасно если отец избивает мать.
6. Если у ребенка была острая травма или утрата травматические обстоятельства которой запомнились или долгое расставание с близкими в раннем возрасте.
7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.
8. Нет мужского образца поведения (или отца).
9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.
10. Чрезмерная стимуляция в выполнении желаний, не способность выдвигать последовательно возрастающие требования и добиваться их выполнения. Неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением ребенка, неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения.
11. Личные особенности родителей : раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.
12. Скученность проживания, невозможность побыть одному.
13. Скука, недостаток стимулов- агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни, например, адаптацию к новым возрастным требованиям, а на каждом возрастном этапе они растут, часто сопровождается протестным поведением.
14. Подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке, (негативное внимание).
15. Гиппоопека - когда детям все можно (родители не контролируют занятия детей).
16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще конфликты с окружающими – агрессия более вероятна.
Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности. Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.
17. Врожденные физические дефекты – факторы постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.
18. Влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен синдром трудного темперамента.
Укреплению агрессивных форм поведения способствует :
1. Скандалы в семье.
2. Применение физической силы во время семейных ссор.
3. Привлечене ребенка к просмотру (участию) жестких видов спорта, компьюторных игр, фильмов, мультфильмов.
4. Одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.
Формы агрессивного поведения :
• оскорбления сверстников;
• драки и провоцирование конфликтов;
• смех над слезами обиженного;
• высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т. д.);
• унижение того, кто слабее;
• причинение физической боли;
• изобретательность способа нанесения ущерба;
• склонность к враждебности и жестокости.
При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.
Виды агрессии :
Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть :
1. Внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия).
2. Косвенная (смещенная) включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, агрессивные действия. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Механизм связан с феноменом «перенесения» - переносится гнев на другой, более безобидный объект.
3. Внутренний - выражает обвинения или требования, адресованные самому себе.
По способу доверия агрессия подразделяется на :
1. Произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить.
2. Непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.
Также выделяют:
1. Недеструктивная (невраждебное самозащитное поведение).
2. деструктивная (злобное, причиняющее боль окружающим поведение).
Рекомендаций для родителей агрессивных детей.
1. Родителям и другим взрослым, находящимся рядом с детьми, необходимо личным положительным примером показывать, как нужно справляться с различными жизненными ситуациями.
2. Очень важно, чтобы ребенок понимал и был уверен в том, что он любим без условий, таким, каков он есть.
3. Постоянно не только словами, но и на собственном примере, обучать детей самоконтролю.
4. Неуемную энергию малыша следует направить в мирное русло. Лучшее, что здесь может помочь, — это спорт. Он учит контролировать свои эмоции и поведение. Это могут быть, например, плавание, восточные единоборства. А можно записать малыша на кружок рисования, это тоже научит его концентрироваться.
5. Требовать от ребенка дошкольного возраста что-то нужно только согласно его возможностям это требование выполнить. Здесь нельзя руководствоваться своими желаниями.
6. Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей.
7. Нельзя забывать о пользе совместной с ребенком деятельности! И о том, что важно всегда подчеркивать его значимость в этом занятии.
8. Агрессию как развлечение, а не как реакцию на что-то, лучше пресекать сразу!
9. Ребенок должен знать, что он добрый, для этого нужно всегда ему об этом говорить.
10. Важным шагом со стороны родителей будет научить ребенка состраданию. Если он будет понимать, что каким-то своим малоприятным поступком может огорчить близкого и дорогого ему человека, то он уже будет задумываться, прежде чем что-то совершать.
11. Агрессивные эмоции всегда есть и будут. Их обязательно нужно выплескивать. Это можно сделать так: петь, бегать, играть с мячом, рвать бумагу, бить подушку и т. д.