Наталья Ступина
Рекомендации родителям дошкольников на летний период «Здравствуй, лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
«Здравствуй лето!»
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга необходимо:
Публикация «Рекомендации родителям дошкольников на летний период „Здравствуй, лето!“» размещена в разделах
- Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т. п.)
- Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу, кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
- Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток,. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
- Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе, «Что лишнее?».
- Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
- Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И. Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
- Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
- Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
- Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т. д.
- Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
- Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т. д. ,«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т. д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: «Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол - шишку ели, в левый верхний угол - шишку сосны, правый нижний угол - ромашку, в левый нижний угол - василёк».
- Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
- Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу,ежа и ёлку, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
- Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
- Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
- Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
По возможности продолжайте соблюдать режим дня: подъём, завтрак,обед,сон дневной,ужин,отход ко сну,гигиенические процедуры проводить в одно и то же время.
Продолжайте закреплять у ребёнка навыки
самообслуживания. Старайтесь,чтобы он самостоятельно выполнял все действия по уходу за собой. Научите ребёнка завязывать шнурки.
Продолжайте расширять словарный запас. Разучивайте стихи,
песни, потешки. Обсуждайте с детьми все что видели, слышали,читали,смотрели,делали. Помогите детям усвоить,когда наступает лето,его признаки;названия и очерёдность летних месяцев,забавы детей летом.
Очень полезны прогулки в лес,парк. Можно организовать семейные походы. Во время прогулки можно побеседовать с ребёнком о правилах поведения в лесу. Собрать природный материал для использования его в творчестве.
Обязательно надо уделить внимание безопасности ребёнка в летний период. Во время прогулок у ребёнка должен быть головной убор,лучше надевать панаму из хлопка. Пребывание на солнце надо чередовать с играми в тени. С собой обязательно следует иметь питьевую воду. В жаркий период во время активной двигательной деятельности ребёнок должен пить каждые 15 - 20 минут.
Если нет возможности вывести ребёнка за пределы города, можно организовать совместную деятельность во время прогулок на детских площадках,во дворе. Предложить ребёнку порисовать мелками на асфальте. Это увлекательное занятие. Можно нарисовать геометрические формы и предложить ребёнку проявить воображение и дорисовать фигуру, чтобы получился предмет. Организовать катание на велосипеде, самокате, роликах, игру в футбол, бадминтон.
Совместное времяпрепровождение, активный отдых оставит в душе ребёнка неизгладимые впечатления. Он будет вспрминать летний отдых с радостью.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
Желаем вам приятного отдыха летом!
1. Чем может помочь психолог неговорящим детям?
Дорогие родители, в этой статье мы обращаемся к вам, чтобы разъяснить некоторые психологические особенности развития неговорящих детей. Если в вашей семье есть такой ребёнок, то эта информация для вас.
Чем может помочь психолог неговорящим детям?
Особенности познавательной деятельности неговорящих детей.
Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. Развитие речи и мышления происходит не параллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.
При этом ребенок как бы открывает для себя символическую функцию речи, овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у неговорящих детей, показывает своеобразие их психического развития. Позднее появление речи, длительное нарушение речевого общения, несформированность знаковых (языковых) средств отрицательно влияют на развитие мышления и других психических процессов, обусловливают специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности памяти. Исследование мнестической функции у неговорящих детей обнаруживают, что объем их зрительной, смысловой, логической памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижена вербальная, слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают простые двусложные конструкции, элементы, последовательности заданий (слогов).
У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечаются у детей с алалией.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи имеют проблемы в пространственной ориентации в целом. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
У части неговорящих детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения.
Развитие ребёнка, пусть и в специфических условиях, продолжается, психологическая работа не должна ограничиваться констатацией имеющихся у ребёнка нарушений и особенностей, она должна выявлять его потенциальные возможности (так называемую, зону ближайшего развития) и через игру, телесные техники, арт-методы, контакт с психологом находить способы их проявления и принятия.
Формирование личности неговорящего ребёнка.
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки.
Было проведено несколько исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности неговорящих детей. Они показали следующее: особенности речевого развития таких детей сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Кроме того, личность ребёнка характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессии разной степени выраженности. И всё это влияет на мотивацию к общению, минимальную потребность в