Мария Акашева
Рекомендации по нетрадиционному экспериментированию в ДОУ и домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду процесс воспитания и обучения направлен на то, чтобы раскрыть в личности ребёнка качества, необходимые ему в будущем для достижения любых целей. Знакомить со свойствами предметов, развивать пытливость ума при непосредственном наблюдении процессов и явлений, формировать умение анализировать и планировать практическую работу — именно это является задачами современной системы образования. Однако здесь необходимо понимать, что ребёнок дошкольного возраста способен самостоятельно осуществлять поиску знаний только в том случае, если педагог создаст ему соответствующие условия.
Публикация «Рекомендации по нетрадиционному экспериментированию в ДОУ и домашних условиях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Современная система дошкольного образования отходит от того, чтобы передавать детям знания информационным методом. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическая задача заключается в следующем: создать оптимальные условия, при которых у каждого ребёнка будет возможность раскрыть свои способности и совершенствовать их в открытии свойств и особенностей объектов окружающей действительности. Одним из эффективных способов решения данной задачи я считаю экспериментирование, а именно нетрадиционное экспериментирование.
Нетрадиционное экспериментирование, как правило, связано с проведением занимательных и необычных опытов. Для этого мною в детском саду организована специальная лаборатория. Из оборудования там находится следующее:
- наборы для проведения различных опытов с инструкциями в виде картинок;
- различные игрушки для исследований, например, кубики, шарики, мелкие предметы и т. п. ;
- природные материалы: вода, песок, скорлупа, глина, шерсть и др. ;
- измерительные приборы, в частности, мерные емкости, весы, линейки, песочные часы;
- различные инструменты, например, шпатели, пипетки, зубочистки, мерные ложки, цветные и прозрачные стекла;
- другая насыщенная предметная среда, в частности, магниты, соль, увеличительное стекло, зеркало;
- писчие принадлежности, которые необходимы для того, чтобы фиксировать результаты.
Все вышеперечисленное дает мне необходимый минимум для того, чтобы проводить нетрадиционные эксперименты с детьми.
Приведу несколько примеров нетрадиционных экспериментов для детского сада, которые я использую в своей работе.
Эксперимент с желатиновой рыбкой.
Для проведения данного эксперимента необходимо растворить желатин в теплой воде и полученную жидкость вылить тонким слоем на полиэтиленовый пакет. Далее нужно поставить полученную массу в прохладное место и дать ей полностью остыть. После нужно вырезать из нее форму в виде рыбки, положить рыбку на холодную поверхность и подышать на одну из ее сторон. Рыбка оживет. Это связано с тем, что желатин при нагреве расширяется, а нижняя сторона, которая лежит на холоде, не изменяется. Рыбка за счет изменения температуры окружающего воздуха начинает сгибаться в одну сторону, будто оживать.
Употребление воды растениями.
Детям достаточно сложно объяснить, каким образом растения пьют воду. Для этого можно поставить перед детьми четыре вазы, которые наполнены водой. В три вазы нужно налить подкрашенную разными цветами воду и поместить в них по одинаковому цветку. Будет очень хорошо и наглядно будет, если у лепестков цветов будет светлый, в идеале белый, оттенок. Дети через несколько дней наблюдений заметят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.
Тайное послание.
Этот эксперимент представляет собой игру в шпионов. Для этого нужно взять листок бумаги, небольшое количество молока, которое осталось после завтрака. С помощью молока напишите на бумаге секретное послание. После необходимо, чтобы молоко высохло. На бумаге при этом не будет ничего видно, а вот если ее нагреть над паром, то можно будет прочитать шифр.
Нет запаха.
С помощью этого эксперимента дети узнают, что кукурузными палочками можно не только перекусить. Нужно взять банку и на ее дно капнуть немного духов. После это нужно сверху положить кукурузные палочки и закрыть банку крышкой. Через десять минут откройте банку, и дети поймут, что запах исчез. Нужно объяснить детям, что так произошло потому, что у палочек пористая структура, которая, как губка, впитывает запах. Нельзя забывать о необходимости объяснять детям, почему палочки в таком виде есть нельзя.
Опыт с фольгой.
Возьмите небольшой лист фольги и разрежьте его на несколько полос. Далее возьмите расческу и причешитесь. Прислонив расческу к фольге, вы сможете ее зацепить. Объясните детям, что в воздухе летают частицы, которые без друга жить не могут, словно плюс и минус.
Кусочки глины.
Сформировать понятие объема детям помогут кусочки глины. Возьмите два одинаковых куска глины, после чего один растяните, а другой сожмите. Спросите у детей, какой кусок больше, получив ответ, разъясните им, что масса не поменялась, изменилась только форма глины. Проверить точность этого эксперимента можно, слепив из обоих кусочков одинаковой формы шарики.
Поставьте перед детьми две разные по форме, но одинаковые по объему колбы. Налейте в одну из них воду и покажите детям. Перелейте жидкость в другую и спросите у ребят, в какой колбе воды больше. Правильный ответ заключается в том, количество воды будет одинаковым, это сформирует у них понятие о сохранении количества жидкости.
Формирование сосулек.
Детям сложно объяснить, каким образом формируются сосульки на крышах зданий. Зимой наблюдать за тем, как это происходит, достаточно проблематично с точки зрения безопасности и температуры, поэтому можно эксперимент в помещении. Для этого нужно взять две одинаковых бутылки, заполнить их водой до краев и окунуть в каждую бутылку шерстяную нить, как бы связав два сосуда между собой. Далее в каждую бутылку нужно насыпать пищевую соду. Сода, выталкивая жидкость наружу, заставит ее течь по нитке тонкой струйкой. Если оставить конструкцию на пару дней, то на нитке можно будет увидеть кристаллы соды, которые хоть и отдаленно, но все-таки похожи на лед.
В заключении считаю целесообразным отметить, что экспериментирование, а особенно, нетрадиционное экспериментирование в детском саду представляет собой эффективную деятельность, которая направлена на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мой опыт показывает, что работа в рамках опытно-экспериментальной направленности оказывает положительное влияние на личностные изменения детей. Ребята становятся более самостоятельными, круг их интересов значительно расширяется, они становятся инициативными, выдвигают гипотезы, стремятся проверять их, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.