Мария Морозова
Речевое развитие и особенности организации коммуникативной деятельности в ДОУ в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что дети приходят в детский сад уже со стремлением к общению, но у них ещё нет навыков коммуникативного общения.
Формирование коммуникативной компетентности современных детей одна из самых актуальных и сложных задач воспитателя.
Развитие определённых навыков способствует :
улучшению соц. статуса в группе;
помогает понять и принять другого человека;
выражать свои мысли и эмоции.
Умение общаться поможет будущему первокласснику
легче адаптироваться в новом социуме;
наладить контакт со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Речевое развитие и особенности организации коммуникативной деятельности в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Что и обеспечит ему чувство психологической защищенности и ощущение комфорта.
Как происходит организация коммуникативной деятельности в нашей группе я расскажу и покажу на примерах познавательного проекта «АБВГДЕЙКА». В проекте принимает участие воспитатели, дети и родители.
На первом этапе, после знакомства со звуком на занятии, детям дается домашнее задание «Нарисуй и составь о букве рассказ». С родителями проводится соответствующая консультация о том, что «АБВГДЕЙКА» - волшебная страна и буквы в ней живут необыкновенные, сказочные.
Задача родителей направить, помочь, подкорректировать работу ребенка, не подавляя при этом творческие возможности самого ребенка. В группе проводиться презентация ребенком своего домашнего задания.
Что нам это дает?
Во-первых, происходит осознание ребенком речевой действительности и её элементов: слово предложение, что в конечном итоге обеспечивает высокую степень эффективности речевого развития.
Особенно важно то, что уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает важный навык публичного выражения своих представлениях о предмете.
Далее я организую диалог с детьми :
А как плохо вела себя данная буква с другими буквами?
Представим, что она пришла в переулок шипящих. Что она сказала этим буквам?
Как помочь букве подружиться с остальными буквами?
Такие вопросы озадачивают детей, т. е. создана проблемная речевая ситуация. Дети вступают в диалог, начинают искать решения, исходя из конкретной речевой ситуации, тем самым развиваются следующие умения :
аргументировать свои высказывания;
принимать точку зрения другого человека;
быть внимательным слушателем;
доброжелательным собеседником.
После всех высказываний, подвожу детей к пониманию того, что у нас получилась интересная история про букву, и предлагаю детям записать её. Дети, в данной ситуации становятся писателями - сказочниками, а воспитатель выступает в роли редактора. В процессе составления историй развиваются и формируются :
умение совместно развертывать сюжет;
проявлять творческий и согласованный характер;
с достоинством и уважением относится к мнению другого.
Одним словом все то, что формирует коммуникативные способности детей.
Большое значение для формирования коммуникативной компетентности имеет ритмо-интонационная выразительность речи.
Эту задачу нам помогает решать, в данном проекте, обыгрывание историй жителей волшебной страны.
Дети с удовольствием принимаются:
за изготовление атрибутов для инсценировки
активно обсуждают ситуацию в сюжете сказки
настроение букв, их интонацию, мимику, жесты, возникающих в событиях истории
Полученные таким образом знания и опыт отражаются на игре «артистов». Их речь и чувства становятся насыщенные эмоциями своих героев.
Так же в проекте используются и дидактические игры, которые формируют коммуникативные способности детей.
1. «Выложи слово» (звуковой анализ слова)
Формирует умение четко, ясно, последовательно отвечать по выполненному заданию.
2. «Чей домик».
Развивает умение давать полный, развернутый ответ на вопрос воспитателя
3. «Угадай букву».
На примерах проекта я рассказала только часть нашей работы по организации коммуникативной деятельности. Я считаю, что данная работа не прерывается в течение всего рабочего дня воспитателя.
Мы помогаем детям стать коммуникабельными, умными, интеллигентными и добрыми людьми