Степь Наталья Геннадьевна
Речевая ошибка или закономерное явление?
▼ Скачать
Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусъя кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством.
Что же представляет собой эта удивительная способность детей?
Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.
Публикация «Речевая ошибка или закономерное явление?» размещена в разделах
Первый способ — часть какого-нибудь слова используется ими как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепъ», «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах»). Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: лепим, слеплено и т. д. — ребенок же выделяет ударный слог «леп», и получается «лепъ».
Второй способ создания новых слов — к корню одного слова прибавляется окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и т. д. Взрослые так не говорят. И все же если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т. е. здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка», а «умностъ» по образцу слов «глупость», «робость» и пр.
Третий способ — одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан — ананас, огромный — громадный и т. п. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых: самолет, ледокол и пр. Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.
Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5-6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет, просто к этому возрасту ребенок уже прочно усваивает те обороты речи, которые использу-ют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируются самооценка и самоконтроль.
К. И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности дет-ских языковых находок».
Логопед