евгения ковалевская
Консультация «Ребёнок в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок в пространстве.
В наше время у большого количества детей часто выявляются признаки дизартрии: усиленная саливация, тремор, девиация языка, каша во рту другие признаки. К тому же ясно видно, что дети не могут управлять своим языком, отсутствуют произвольные движения, подъем языка вверх и др.
Из практики могу сказать, что при разучивании артикуляционных упражнений выясняется, что дети, не умеют держать улыбку, оскал, у них не развиты мимические мышцы, они не ориентируются в схеме собственного тела и лица, не знают, где верхние зубы, а где нижние. Дети как будто «не чувствуют» язык.
Публикация «Консультация „Ребёнок в пространстве“» размещена в разделах
Недоразвитие артикуляционного праксиса, отсутствие способности к произвольной тонкой, целенаправленной координации артикуляционных мышц -это проявление несформированности соматогнозиса.
Соматогнозис - одна из высших психических функций человека. Говоря простым языком это означает восприятие человеком схемы своего тела как некой целостности.
Человек может опознать части тела, их расположение относительно друг друга. Именно благодаря этой способности человек может почесать указательным пальцем правой руки мизинец левой, держа руки за спиной. Или не может.
Соматогнозис (или знания о своём теле) начинают развиваться неосознанно вскоре после рождения ребёнка, проявляются в возрасте двух лет, когда ребёнок может показать части своего тела, а в дальнейшем в четыре года, когда ребёнок становится способен нарисовать тело.
Последовательность:
- Указать части тела, пользуясь жестами (показать на картинке, что является более сложным заданием)
- Назвать части тела (если ребёнок говорящий) сначала на себе потом на рисунке.
1,5 до 2 лет ребенок должен показывать части тела (нос, руки и ноги)
С 3 лет – уши и рот
С 4 лет – глаза, спину, живот.
Ребёнок должен хорошо знать своё тело, свободно чувствовать себя в нём, у него должно быть хорошее осознание собственного тела, и именно тогда он будет способен двигаться и действовать эффективно и изящно.
Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела, называние пальцев.
Узнавание пальцев полностью формируется после 6лет.
Потом проверьте ощущает ли ребёнок своё тело в окружающем пространстве.
После 3-х лет ребенок сможет показать в тои или ином направлении (такие как «на», «вверху», «внизу», «спереди», «сзади»)
Начиная с 4-х лет ребёнок способен выполнить инструкции типа «Положи куклу на стол», «Положи куклу перед машиной».
Определение ребёнком право-лево сторонней ориентации.
К 6 годам –применительно к собственному телу.
После 9 лет в отношении другого человека.
Примеры игр для формирования соматогнозиса.
«Ладошки» - рисуем на листе бумаги ладошки и ребёнку и взрослому, кладём руки на ладошки, взрослый поднимает указательный пальчик ребёнок должен повторить и так далее. Другой вариант- по два пальчика. Другой вариант сначала указательный, потом большой.
«Укрась ладошку» - ребёнку предлагается накрасить ногти тот палец какой укажет взрослый. Нарисовать колечки на том пальце, который укажет взрослый. Важно называть пальцы по названию.
«Одень резиночки» - ребёнку предлагаются детские цветные резиночки. Взрослый одевает резиночку на 1 палец, а ребёнок должен повторить действие. Так же можно на 2 пальчика, можно на разные пальчики разного цвета и проговорить на какой пальчик ты одел резиночку, ребёнок должен ответить.
«Кукла» - перед ребёнком торс куклы с руками. Ему предлагается одеть резиночки на те пальчики какие скажет взрослый.
- Завязать резиночку (или прицепить прищепку) на волосы вверху или снизу волос.
- Спросить у ребёнка что выше у куклы глаза или рот, нос или глаза, губы или лоб, что между ртом и глазами и так далее.
«Шишка» - ребёнок держит в руках шишку, взрослый говорит: «Шишку, шишку я кручу, шишку на коленку положу» и т. д. Ребёнок кладёт или прикладывает шишку на определённое место.
«Где кошка» - ребёнок с закрытыми глазами, взрослый берет мягкую игрушку кошку и дотрагивается до любого места в зоне от плеча до пальцев. Ребёнок должен указать на это же место куда взрослый дотронулся.
«Куда села птичка» - взрослый прикладывает птичку к любому месту, а ребёнок должен сказать где птичка.
«Повторюшка» - взрослый становится перед ребёнком, взрослый предлагает ребёнку повторить движение за ним, например, поднять правую руку вверх, левую вверх, правую ногу вверх, левую руку влево и так далее.
- взрослый садится на против ребёнка, дотрагивается до какой -либо части своего тела, а ребёнок должен повторить.
- взрослый напротив ребёнка, в руках у него перышко или пушистый предмет, или игрушка. Ребёнок закрывает глаза, взрослый проводит перышком по определённому месту на теле или лице ребёнка, а он должен показать куда прикасалось пёрышко. Также можно использовать трубочку, не дотрагиваться, а дуть на определённое место.
«Делай как я» - взрослый показывает движение, ребёнок повторяет, например – руки на пояс, потом на плечи (2-х ступенчатая инстр.); руки на плечи, потом на верх; руки на пояс, потом на плечи, потом вверх (3-х ступенчатая инструкция) Можно сочетать с пропеванием гласных.