Инна Онуфриенко
Консультация для родителей «Ребенок поступает в детский сад»
▼ Скачать
Заведующий МБДОУ «Детский сад №11 «Сказка» И. Д. Онуфриенко
Прошли выпускные утренники в детском саду. Скоро мы откроем наши двери для новых воспитанников.
Когда родители оформляют ребенка в детский сад у них возникает много вопросов. Как его встретят? Будет ли ему хорошо? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок поступает в детский сад“» размещена в разделах
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.
Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
Следовательно, родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. При поступлении в детское учреждение такие дети быстрее начинают общаться с воспитателем, не проявляют негативизма. Если опыт общения у детей сравнительно широк и предметная деятельность развита в соответствии с возрастом, они спокойно входят в группу, самостоятельно выбирают игрушку, занимаются ею, умеют обратиться к воспитателю и выяснить желаемое.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
После оформления медицинских и других документов для зачисления в детский сад (перечень вы сможете получить у заведующего) необходимо придти в детский сад и познакомить ребенка с группой, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Для успешной адаптации ребенка не рекомендуется приводить ребенка в детский сад сразу на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой эмоциональной нагрузкой.
Сколько времени может длиться адаптация? На этот вопрос ответить сложно. У каждого ребенка адаптация происходит по разному, это может быть 2 недели, а может и пол года. Все зависит от ребенка и от родителей. Необходимо иметь постоянный контакт с воспитателем, согласовать с ним режим ребенка, рассказать ему больше о его привычках.
В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.
Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 г. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К 2 г. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском саду», разработанной на научных основах.
Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
В заключении предлагаем Вам памятку для родителей.
Памятка для родителей ребёнка, поступающего в ДОУ.
1. Убедитесь с собственной уверенности, что дошкольное учреждение Вам необходимо.
2. Настройтесь на то, что ребенка придется приучить к посещению садика при любых обстоятельствах.
3. Объясните ребенку, почему ему необходимо посещать детский сад.
4. Не поддавайтесь на капризы ребенка по поводу детского сада.
5. По возможности в ДОУ ребенка лучше приводить тому из родителей, с кем он легче расстается.
6. Если ребенок не хочет идти в ДОУ, выясните причину.
7. Постарайтесь пользоваться режимом дня в ДОУ, соблюдая его дома.
8. Говорите с ребенком о трудностях в детском саду, чего он боится, учите находить выход из любых ситуаций.
9. Не пугайте ребенка детским садом.
10. В период адаптации поддерживайте ребенка, встаньте на его место, постарайтесь понять его, проявляйте свою любовь, чаще обнимайте ребенка, но не позволяйте собой манипулировать.
11. Разговаривайте с воспитателями о прошедшем дне в садике.
12. Старайтесь выполнять рекомендации воспитателя по поводу воспитания Вашего малыша - это ускорит процесс адаптации.
13. При необходимости выработайте систему воспитания в ДОУ и дома.
14. Сообщайте обо всех особенностях развития ребенка при первом знакомстве.
15. Если адаптация проходит тяжело, обратитесь за консультацией к психологу. Желаем удачи!