Шашура Валентина Васильевна
Ребенок и компьютер в его жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто дошкольники на вопрос «Какая твоя любимая игра?» отвечают: «Компьютерная». А дальше выясняется, что ребенок практически каждый день длительное время играет в любимые «гонки», «стрелялки», «бродилки». Родители подчас даже не задумываются о последствиях. Встречаются и обратные ситуации, когда родители категорически против проявления комьютера в жизни своего ребенка. Малыш выделяется среди своих сверстников, которые обсуждают игры, испытывают на почве этого дискомфорт.
Публикация «Ребенок и компьютер в его жизни» размещена в разделах
Что хорошо, что плохо? Становится очевидным, что полностью оградить от компьютера наших детей не удается. Необходимо сформировать у ребенка правильное отношение к компьютеру как к помощнику в учебе, в освоении определенных навыков, в получении информации.
То, как мы подготовим и осуществим первое знакомство с компьютером, во многом определит дальнейшие взаимоотношения ребенка с ним. Начинать знакомство с компьютером лучше не раньше пяти лет. Первым этапом должно быть обучение элементарным правилам, основанным на технике безопасности, главное из которых систематичность и продолжительность занятий за компьютером.
Она не должна превышать 2-3 раза в неделю по 10-15 минут для здоровых детей и 5-7 минут для детей с ослабленным здоровьем (в этом случае целесообразность пребывания за компьютером должна устанавливаться специалистами-медиками). Следует пояснить дошкольнику, что находиться от экрана надо на расстоянии вытянутой руки, нельзя дергать и трогать провода, розетки, есть и пить возле около компьютера, не рекомендуется позволять дошкольнику самостоятельно включать и выключать компьютер. Удобнее представить все эти правила, используя наглядность, в виде пиктограмм, что позволит ребенку легко их усвоить.
В дошкольном возрасте ведущей давно стала игровая деятельность, поэтому первое знакомство ребенка с компьютером, конечно же, происходит через компьютерную игру. Очень важно тщательно осуществлять подборку игр и развивающих программ.
Сделать правильный выбор помогут следующие критерии:
- соответствие санитарно- гигиеническим требованиям (программа должна быть выполнена в вилле мини-заданий с затрачиваемым временем не более 10-15 минут, чтобы ребенок мог, завершив задание, спокойно закончить сеанс работы с компьютером);
- соответствие возрасту;
- психологическая безопасность (игра не должна иметь агрессивный сюжет, содержать аморальные, неэтичные сопровождения, не должна вызывать нервное напряжение у ребенка).
Безусловно, лучше, если выбранные компьютерные игры будут из раздела учебно-развивающих программ. Они бывают трех типов:
- закрытого типа (несут в себе обучающий аспект, позволяют отрабатывать определенный навык, развивать память, внимание, мышление; деятельность ребенка строго регламентирована инструкцией компьютера);
- открытого типа (позволяют ребенку реализовать себя, раскрывая свой творческий потенциал, примером могут быть программы-раскраски, программы-конструкторы);
- диагностические (компьютер оценивает результат деятельности детей, это профессиональный программы, предназначенные для специалистов.
Следующим этапом для ребенка будет освоение компьютера как помощника в быстром нахождении и оформлении информации: подбор стиха к выступлению на утреннике в Интернете, поиск изображения интересующих животных, растений или предметов или сведений о них и, наконец, первый реферат вашего сына или дочки. Так, шаг за шагом, год за годом ребенок с вашей помощью будет учиться правильно использовать компьютер в своей (уже учебной) деятельности.
Но важно помнить: чему бы вы ни обучали ребенка, главным стимулом для него всегда будет ваш личный пример. Если родители постоянно садятся за компьютер, чтобы поиграть, причем надолго погружаются в это процесс, то их ребенок, естественно, будет стремиться к тому же, у него будет формироваться неправильный стереотипы взаимодействия с компьютером и никакие запреты и наказания, требования соблюдения правил не смогут помочь в данной ситуации.
Памятка для родителей: «Ребенок и компьютер»
1. Возраст ребенка и временные ограничения работы на компьютере
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся начальных классов - 10-15 минут в день.
2. Технические характеристики компьютера
Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.
3. Организация рабочего места ребенка
Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.
4. Организация деятельности ребенка за компьютером.
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
Обязательно обращайте внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т. к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки: потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.
5. Что делать после работы за компьютером?
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.
Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Таким образом, вы поможете ребенку снять напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.