Светлана Яшанова
Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения старших дошкольников плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлено краткое описание опыта работы по реализации коммуникативного подхода в процессе обучения старших дошкольников плаванию. Функции педагогической коммуникации.
Ключевые слова: опыт работы, педагогическая коммуникация, обучение плаванию.
Цели работы:
Публикация «Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения старших дошкольников плаванию» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Создать условия для реализации коммуникативного подхода к взаимодействию с детьми на занятиях по плаванию, с целью повышения результативности и более успешного овладения ребенком плавательными навыками.
Задачи работы:
1. Внедрение моделей педагогической коммуникации в планирование занятий по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста.
2. Построение системы взаимодействия инструктора с воспитателями и специалистами ДОУ по использованию средств и способов педагогической коммуникации на занятиях по плаванию.
3. Изменение состава и содержания предметно –пространственной среды.
4. Выявление результативности изменений в среде, на уровень овладения плавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность, инновационность
В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.
Что же такое коммуникация?
Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информации ведущей к взаимному пониманию. Возникает вопрос, а что подразумевается под словом информация?
Информация – это первоначальные сведения, передаваемые одними людьми другим, устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи и приёма этих сведений. Информация является основой педагогической коммуникации. Значимость информации для результативности воспитательно-образовательного процесса, в том, чтобы «создать такие условия, чтобы ученик захотел знать и уметь, пропустив через себя необходимую информацию».
Наиболее значимыми функциями педагогической коммуникации являются :
Информационная
Эмоционально-экспрессивная
Управляющая
Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения старших дошкольников плаванию проходит в 4 этапа :
1 этап: Планирование коммуникативно-ориентированных занятий и взаимодействия педагога с детьми в их организации и проведении.
На данном этапе необходимо прежде всего освоить способы и средства педагогической коммуникации. Особое внимание надо уделить невербальным средствам и способам, то есть овладению кинесикой, такесикой, проксемикой, паралингвистикой, экстралингвистикой, что позволит успешно варьировать информативное содержание занятий по плаванию, учитывая форму проведения занятия, этап обучения, психологические и морфофункциональные особенности детей. При планировании занятий по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста необходимо подробно прописывать содержание коммуникативного взаимодействия – со стороны педагога и предполагаемого – со стороны детей, так как коммуникация процесс двусторонний. Такое планирование требует тщательной подготовки, работы над собой, продумывания содержания взаимодействия на занятии.
В целом, алгоритм планирования будет выглядеть следующим образом:
Форма
проведения функции педагогической коммуникации Содержание педагогической коммуникации, реализуемое педагогом
Занятие-тренировка
Информационная
Вербальная: объем передаваемой информации- минимальный. Минимум слов, только команды, краткие указания по характеру и качеству движений.
Невербальная: все общие указания даются громким голосом, а индивидуальные- конкретно ребёнку, средней громкостью. Максимум использования звуковых сигналов- свисток, хлопок в ладоши, музыка со сменой ритмов в соответствии с характером движений. Использование контакта глаз, прикосновение, похлопывание и др.
Экспрессивно- эмоциональная Вербальная: использование в речи коротких, но эмоционально окрашенных оценочных суждений.
Невербальная: яркие, выразительные движения, мимика, подчеркивающая интенсивность движения, нарастание или снижение темпа.
Управляющая Вербальная: с целью предварительного инструктирования при организации детей на начало тренировки, постановке задач, уточнения заданий использование указаний – кратких, точных, побуждающих и одновременно вселяющих в ребёнка уверенность.
Невербальная: даются сигналы (звуковые, зрительные) на смену снарядов, перестроения, начало-конец движения; активно используется жест (обобщающий, указующий, подкрепляющий) для поддержания ритма и темпа движения детей во время занятия.
2 этап: Взаимодействие с коллегами и родителями по реализации коммуникативных моделей на занятиях по плаванию.
Для решения задач педагогической коммуникации на занятиях по плаванию совместно с музыкальным руководителем мы стали подбирать музыкальное сопровождение для сюжетных занятий. Например, для занятия «Цирк» было использовано музыкальное произведение К. Сен-Санса «Карнавал животных», особую ценность оно представляет тем, что не содержит словесного сопровождения. Также были подобраны песенки, помогающие ребёнку понять и пережить эмоциональное состояние изображаемого объекта. На занятиях с музыкальным сопровождением у детей ярче проявляется эмоциональная отзывчивость. Если упражнение выполняется под музыку, то словесное сопровождение не используется. В таком случае используем схемы, звуковые сигналы (хлопок в ладоши). С воспитателями групп старшего дошкольного возраста, каждое занятие продумывается не только по содержанию, но и по созданию мотивации овладения плавательными навыками. Также совместно с воспитателями прописываются варианты реализации функций педагогической коммуникации. А для реализации образовательных задач инструктор совместно с воспитателем подбирает соответствующее оборудование, которое помогает детям выполнить каждое задание, упражнение качественно. Немаловажное значение имеет тесное сотрудничество с родителями. Владея педагогической коммуникацией, родители создают мотивацию ребёнку на физическую активность, на работу над своей моторикой и координацией.
3 этап: Подбор пособий и оборудования к обеспечению результативного взаимодействия с детьми на занятиях по плаванию.
Системный подход к организации предметной среды предполагает учет всех его составляющих. Всё оборудование и инвентарь должны отвечать современным требованиям эстетики, гигиены и безопасности детей при их использовании. Цветовой режим в помещении бассейна может меняться в соответствии с содержательной тематикой занятия. Предметы-ориентиры для выполнения тех или иных действий и перемещения в пространстве,могут быть различными по свойствам (геометрический вид, цвет, размер, текстура, тонущие и плавающие). Использование материала с различными фактурами способствуют развитию тактильных ощущений и обогащают палитру восприятий ребёнка. В свое работе по внедрению педагогической коммуникации я использую не только оборудование фабричного производства, но и пособия сделанные своими руками и руками родителей. Очень успешно используются схемы выполнения упражнений, так как дети самостоятельно могут выполнить то или иное движение.
4 этап: Результативность работы.
Благодаря сочетанию правильно подобранного двигательного содержания и продуманной модели педагогической коммуникации удаётся достичь хороших результатов в решении задач занятий по плаванию. Дети, находившиеся на низком и среднем уровне овладения плавательными навыками, стали активней воспринимать предполагаемую инструктором коммуникативную модель, обращаясь к моделям, схемам, цветовым указателям. Что способствует повышению результативности занятия, более успешного овладения ребенком двигательной и интеллектуально-познавательной деятельностью, и как следствие, повышения его физической подготовленности и обеспечения целостного развития его личности.
Выводы по результатам работы позволяют мне, как инструктору (по плаванию, проектировать содержание коммуникативно-ориентированной среды физкультурного образования дошкольников так, чтобы каждый ребёнок нашёл себе занятие по душе, сообразуясь со своими физическими возможностями, интересами и потребностями.
Ссылки на источники
1. А. А. Чеменева. Коммуникативная технология физкультурного образования в подготовке к школе детей 5-7 лет. Методическое пособие, НИРО, г. Н. Новгород, 2009г.
2. А. А. Чеменева, О. А. Ушакова-Славолюбова. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2013г.