Анна Кузнецова
Развлечения в детском в саду с использованием музыки
▼ Скачать + Заказать документы
"Музыка для ребёнка — это мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции"(Н. А. Ветлугина)
В современной системе образования перед дошкольными педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания. И здесь неоценимую помощь нам оказывают развлечения, разработанные на основе теоретических и практических исследований. развлечение педагогика духовный
Публикация «Развлечения в детском в саду с использованием музыки» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В процессе музыкального воспитания детей в ДОУ особое место занимают развлечения. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности, организации дружного коллектива.
Развлечения - важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей развлечение побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Специалисты в области музыкального воспитания считают, что развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач.
Подготовка и проведение развлечений служат нравственному воспитанию детей. Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Особенности проведения развлечений в дошкольных образовательных организациях
Существуют определённые факторы, влияющие на развитие музыкальной деятельности детей : обучение на занятиях, самостоятельная музыкальная деятельность детей, праздники, а также развлечения, цель которых показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность.
Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач:
1. расширяют опыт музыкальных представлений у детей;
2. совершенствуют музыкальное восприятие;
3. способствуют проявлению положительных качеств личности ребёнка;
4. расширяют кругозор детей;
5. развивают творческие способности дошкольников, формируют их организаторские навыки, создают благоприятные условия для дружного детского коллектива;
6. создают радостную атмосферу, способствующую формированию у детей положительных эмоций;
7. расширяют сферу чувств детей, приобщают к коллективным переживаниям;
8. развивают инициативу, творческую выдумку.
Развлечения, прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусств, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке. Именно поэтому развлечения регулярно намечаются в перспективном и календарном планах.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром и кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе - "Осенние приметы", любовь к родному краю - "Ай, да березка!", бережное отношение к игрушкам - "Кто виноват?" и т. д., обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада. Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую целостную форму в соответствии с содержанием того или иного вида развлечения.
Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Развлечения с использованием музыки являются важнейшим средством музыкальных представлением детей, совершенствования музыкального восприятия.
"Развлекая - воспитывать" - этот принцип, как известно, широко используется в детских садах. Показать детям интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность, помогают развлечения. Их использование расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Развлечения расширяют кругозор детей, знания о музыке, повышают интерес к ней. В интересной форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения, и движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создаёт бодрое настроение и остаётся в памяти каждого ребёнка надолго.
Но значение развлечений не только в том, чтобы приносить радость. Они являются средством всестороннего воспитания, пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, природе, людям, труду, чувство дружбы. Активное участие в развлечениях обогащает детей навыками, впечатлениями. Даёт возможность приобрести новые знания и навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности. Формируются их организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Таким образом, развлечения в детских садах являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу и творческую выдумку.
Виды и формы развлечения
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида :
· дети являются только слушателями или зрителями;
· дети - непосредственные участники;
· участники - взрослые и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:
· театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др. ;
· познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты.
· музыкально-литературные концерты
Развлечения в детском саду носят различный характер, они могут быть пассивными и активными, хорошо организованные, содержательные.
Остановимся на отдельных видах развлечений.
Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи).
Концерты - это наиболее распространённая форма развлечений. Они обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерт может быть тематическим, когда выступления объединяются одной темой. Например, празднику "Проводы зимы", или концерт, посвящённый музыке любимых детям мультфильмов и т. д.
Концерты могут быть итоговыми, построенные на материале, который дети очень хорошо знают. Программы концертов могут быть составлены на основе имеющейся музыки, должны быть разнообразны. Например, интересны детям такие тематические концерты о творчестве композиторов, их примерные темы могут быть: "Дети и музыка", "Сказка в музыке", "Петя и Волк" на музыку С. С. Прокофьева. Так же ребята с удовольствием слушают фрагменты оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке А. С. Пушкина.
Концерт может быть посвящен народной музыке (песни и народные мелодии в исполнении певцов, отдельных народных инструментов или всего оркестра народных инструментов). Эти концерты могут быть тематическими, связаны со временем года, теме о Родине "Наша Родина", о природе и животных.
Не менее интересны концерты, программа которых составлена из разных произведений, не связанных одной тематикой. В программу концерта, организованного по инициативе детей, подбираются наиболее любимые из разученных ими песен, а также танцы, игры, сценки кукольного театра или театра игрушек. Происходит это под пение детей или магнитофонную запись. Участие в концерте доступно только старшим дошкольникам, они выступают, показывая свои умения детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении концерта руководящая роль отводится взрослому. Воспитатель помогает детям составить программу концерта, следя за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности, нагрузка на каждого участника. Концерт может состоять из одного вида деятельности, например из выступления оркестра детских музыкальных инструментов.
Кроме вышеперечисленных видов концерта распространёнными в детском саду бывают концерты, посвящённые памятным датам, юбилеям композиторов. Педагог готовит беседу, составляет программу концерта, привлекает к активному участию детей и их родителей. Тематика и содержание концертов, высокий уровень музыкальных произведений, профессиональное исполнение — всё это способствует воспитанию у детей музыкального вкуса, любви к музыке.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. С оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими. Это "Ладушки", "Идёт коза рогатая", "Сорока - белобока", различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создаёт непринуждённую обстановку для детей. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой. Игры верный спутник детства. Игры благоприятно влияют на всестороннее развитие ребёнка, они богаты эмоциями и создают бодрое и жизнерадостное настроение, познакомимся с разновидностями игр в детском саду, которые проводятся в форме развлечений.
Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка "Барашеньки" исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей.
Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу.
Любят малыши подвижные музыкально-дидактические игры. Например, "Птички и птенчики", "Прогулка" и другие.
Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка.
Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.
Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение З. Петровой:
Зайку сделали из плюша,
У него большие уши
И особенный талант:
Этот зайка не зазнайка,
Этот зайка - музыкант!
Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки, затем сажает игрушку и поет песню "Заяц" С. Рустамова:
Серый заяц, погоди,
От меня не уходи.
Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки, играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.
Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, "подарить" зайчику и пригласить его остаться в группе. Это развлечение для младших групп.
Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины, показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.
Например, воспитатель показывает детям паровоз и поёт песню "Паровоз" композитора Льва Компанийца:
Паровоз, паровоз новенький блестящий,
Паровоз, паровоз будто настоящий,
Кот едет в поезде? Куклы да матрёшки,
Стрелочник, стрелочник вышел из сторожки.
Вот в зал входит кукла, воспитатель ведёт её за руку. Кукла здоровается с детьми, а дети как бы отвечают ей, выполняют с ней игровые действия.
Когда воспитатель проводит театрализованные игры с детьми 3-х лет, он должен привлекать их к деятельности. Например, в гости "приехала" лошадка. Малыши рассматривают её. По предложению воспитателя дети поют песню про лошадку. Подобные действия можно разыграть и с другими игрушками.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол - наиболее распространенные и любимые формы развлечений в детских садах, представляющие большие возможности для развития детского творческого воображения. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.
Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко "Цыплята", с детьми средней группы - инсценировать песню "На лесной поляне" Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.
Такие игры-драматизации имеют большое значение для развития творческой исполнительской деятельности, музыкального слуха, ритма.
Большую радость доставляют детям все виды театров: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной театр игрушек, театр картинок. Все эти виды театрализованных зрелищ интересны для детей, вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, дают возможность самостоятельно выразить своё отношение к зрелищу в целом и к отдельным персонажам - куклам, игрушкам, картинкам, вызывают желание подражать представлению - самостоятельно воспроизводить его с помощью игрушек, стимулируют творческую инициативу детей. Все указанные виды театрализованных представлений доступны по своей организации и исполнению воспитателям детского сада.
Важнейшая роль в театрализованных представлениях принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребёнком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей. А теперь рассмотрим подробно использование всех видов театра в разных возрастных группах.
Кукольный театр - любимое зрелище детей. Дети могут по просьбе куклы спеть или станцевать какой-то её любимый танец. Кукла - Лиса или кукла - собачка ловит детей. Сколько радости бывает у детей, если вдруг из-за ширмы появится колобок.
В работе с детьми младшего и среднего возраста, часто используются картинки, книжки - ширмочки, альбомы с картинками, фланелеграф.
Картинки могут обозначать музыкальные загадки, они могут помогать запомнить текст песни, её содержание. Когда у детей появляется опыт слушания, то воспитатель может им дать послушать музыкальные картинки. Например, примерный рассказ: захотелось полетать птичкам, они летали, летали, пока не появилась кошка, а "вот и она" - педагог сопровождает рассказ музыкой.
Очень широко используется с детьми данного возраста театр кукол. По словам Образцова С. В., цель театра кукол - эстетическое и нравственное воспитание. Образцов неоднократно говорил о возможностях куклы, о её умении высмеивать ленивых, неаккуратных. Петрушка приходит поздравлять детей с днём рождения или другой, какой персонаж.
Можно использовать театр из картинок для фланелеграфа. Для показа можно использовать картинки к русским народным сказкам. Детям старших групп показывают и настольный театр. Музыка оживляет образ, подчеркивает характер произведения.
Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца "Золотое яичко", игровая сценка
"Кто виноват?" Ю. Чичкова и др.
К развлечениям относятся так же шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Фокусы вызывают у детей живой интерес. С ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы, которые показывают детям - это забавные и поучительные опыты, не требующие особого инвентаря, ни особого умения.
Шутки. Им дети рады всегда. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.
Загадки и загадывать и отгадывать любят все дети. Отгадав загадку, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Аттракционы дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Они подбираются с учетом возраста детей. Воспитателю необходимо помнить: когда закончится игра, победителей следует поощрить морально или материально.
Сюрпризы — это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь в детском саду.
После проведения развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
Досуговая деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.
Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Так же, следует отметить, что бывают как традиционные, так и не традиционные развлечения.
Через нетрадиционные развлечения у дошкольников формируются и закрепляются эстетические, нравственные и эмоциональные качества, что способствует полноценному развитию личности.
В период подготовки нетрадиционных развлечений наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение, требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.
Существуют такие нетрадиционные развлечения как : "Праздник бантика", "Парад шляп", "День сюрпризов", "Праздник сибирского валенка" и другие. Эти развлечения своей неожиданностью и необычностью вызывают у детей эмоциональный подъем, расширяют кругозор, развивают воображение.