Любовь Зарубина
Развлечение «Капустник» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников через приобщение к народной культуре.
Задачи: Познакомить с традициями и обычаями русского народа.
Развивать умение пользоваться поэтическим словом.
Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Оборудование: шапочки овощей, фартуки, косынки, маски козла, зайчика и капусты. Миски для капусты, терка для моркови, капуста, морковь, соль.
Публикация «Развлечение „Капустник“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Воспитатель: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех на праздник приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Мы рады вас приветствовать у нас в гостях! Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. И вот сегодня, я хочу рассказать вам об одном старинном обычае русского народа – капустных вечёрках. Этот праздник отмечался в октябре месяце. А называли его в народе Сергей-капустник! В этот день хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить и посолить капусту на зиму. Девушки капусту рубили, а парни приходили в дом к хозяйке для веселья. Ну а после работы все водили хороводы, играли в веселые народные игры, пели шуточные песни. Веселился народ от души! Вот и у нас сегодня – капустник!
А вы знаете, что капуста богата витаминами и очень полезна? Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят!» А какие вы ещё пословицы про осень знаете?
Дети рассказывают пословицы:
1. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
2. Октябрь – капустник, пропах капустой.
3. В октябре до обеда осень, после обеда
Воспитатель: Сяду рядышком на лавочке,
Вместе с вами посижу,
Загадаем вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Дети загадывают загадки, показывают рисунок-отгадку.
1. В огороде вырастает,
А когда он созревает,
Варят из него томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
2. Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
3. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
4. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (Картошка)
5. На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
6. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает (Баклажан)
7. Нет румян, ну как же быть?
Их в деревне не купить.
Знает тётя Фёкла,
Ей поможет (Свекла)
8. Желтая курица
Под плетнем дуется. (Тыква)
9. Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли – пол мешка. (Капуста)
Воспитатель: Ребята, а что можно приготовить из овощей? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А теперь всем внимание! Посмотрим, что может случиться с овощами у хлопотливой хозяйки!
(Сценка «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка (в фартуке и с корзинкой,
(Дети в масках овощей, каждый ребенок по ходу сценки называет свой овощ. Понадобится маленький столик, большой картонный ножик и половник.)
Воспитатель - Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла. ("овощи" выходят за хозяйкой, становятся в шеренгу)
Дети - Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох! (по очереди каждый показывает на себя, "Ох!" произносят хором)
Хозяйка - Вот овощи спор завели на столе – кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Дети - Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка или свекла? Ох! (разводят руками)
Воспитатель - Хозяйка тем временем ножик взяла ("овощи" хватаются за голову)
И ножиком этим крошить начала:
Дети - Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох! (хлопают себя по коленкам)
Хозяйка берет половник, помешивает, "овощи" берутся за руки, делают маленький круг, кружатся
Воспитатель - Накрытые крышкою, в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке.
Дети - Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох! (выпрыгивают, подняв вверх руки, разворачиваются из круга лицом к гостям)
Хором - И суп овощной оказался неплох!
Воспитатель: Капустник наш – весёлый праздник. Нам нынче весело с утра. Мы знаем много игр разных. И вот сейчас у нас игра!
Хороводная игра «Гости в огороде»
Дети стоят в кругу, вместе с ними находятся «Зайчик» и «Козлик». В центре стоит «Капуста».
Есть у нас огород Дети идут по кругу.
И капуста там растет.
Вот такой вышины, Поднимают руки вверх.
Вот такой ширины. Разводят руки в стороны.
Серый зайка прискакал В круг выходит «Зайчик», прыгает
вокруг «Капусты»
И капусту увидал, «Капуста» пугается – закрывает лицо
Хочет он ее сорвать, ладошками.
И с капустой убежать.
Дети хлопают, «Зайчик» прыгает на место.
Есть у нас огород Движения повторяются.
И капуста там растет.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Быстрый козлик прибежал. В круг выходит «Козлик», ходит
И капусту увидал, вокруг «Капусты».
Хочет он ее сорвать,
И с капустой убежать. Движения «Капусты» повторяются.
Дети топают, «Козлик» убегает на место.
Ведущий. Мы капусту охраняли, зайке, козлику не дали.
Вот капуста и поспела, принимаемся за дело:
Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить.
Воспитатель: А перед тем, как начать квасить капусту, я предлагаю размять наши пальчики и провести пальчиковую игру «Капуста»
Тук! Тук! Тук! Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам.
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетёрли, Хватательные движения обеими руками
по бедрам.
Посолили, «Солят».
И набили плотно в кадку. Шлепают ладонями по бедрам.
Всё теперь у нас в порядке. Встряхивают руками.
В Мои закладки
Вместе с воспитателем заквашиваем капусту.