Литвинова
Сценарий развлечения для детей 4–6 лет «Русские посиделки с домовенком Кузей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Познакомить детей с внутренним убранством избы, с предметами обихода, с традициями наших предков.
Задачи:
1. Продолжить знакомить детей с традициями русского народа;
2. Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту;
3. Развивать интерес к русским народным играм, забавам;
4. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь.
Публикация «Сценарий развлечения для детей 4–6 лет „Русские посиделки с домовенком Кузей“» размещена в разделах
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовёнок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.
Ход развлечения:
Звучит музыка, входят дети
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы, добрый день гости дорогие.
Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно хлебом да солью встречаем! Хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль отгоняет злых духов.
Звучит песня «Прялица».
Созвала я гостей со всех волостей. Проходите гости дорогие. (заходят девочки, садятся на скамейки к прялке). Гость на двор – хозяину радость.
Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Удобно ли вам гости дорогие? В тесноте, ла не в обиде.
Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались русскими посиделками. И у нас с вами сегодня посиделки.
Ребенок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посидели
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Хозяйка: Издавна русский народ славился трудолюбием.
Девушки в старину занимались рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.
Хозяйка: Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споем, и поиграем!
Звучит песня: «Как у наших у ворот». Девочки садятся на свои места стульчики.
Хозяйка: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. А вот вам наши небылицы! НЕБЫЛИЦЫ
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Собака садится играть на гармошке,
ныряют в аквариум рыжие кошки,
носки начинают вязать канарейки,
цветы малышей поливают из лейки.
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего не бывает? Давайте проверим. Если это бывает - то вы хлопаете в ладоши, а если не бывает – то топаете ногами.
ИГРА: «Так бывает или нет!»
- Кошка по небу летает.
- Мама дочку умывает.
- Волк на дереве сидит.
- А по морю плывёт кит.
- Саша в школу сам пошёл.
- Молоко даёт козёл.
- Платье девочка стирает.
- Жучка двор наш подметает.
- Сыр всю мышку покусал.
- Волк на зайчика напал.
- «Кукареку»- кричал петух.
-В школу гнал детей пастух.
- Лена ела колбасу.
- Вова укусил осу.
- В шляпе варится компот.
- А по крыше бродит кот.
- Мы играли хорошо! Вам понравилась игра?
Хозяйка: На посиделках, cтарались загадывать неизвестные загадки, чтобы интереснее было отгадывать. Вот одну такую загадку я вам и хочу загадать.
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Хозяйка: Встречайте, вот и к нам пришли матрёшки.
Танец «Матрёшки»
Хозяйка: Практически ни один древнерусский праздник не проходил без весёлых народных игр. Игра: «Заинька серенький, заинька беленький.»
Заинька серенький, заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, скоком-боком,
Перед нашим хороводом.
Ну-ка зайка, повернись,
Кому хочешь, поклонись. (замедляя)
Ещё поцелуйся, Больше не балуйся.
Хозяйка: А вы знаете ребята, что главное место в избе занимала печь?
Её всегда ставили посреди избы. О ней говорили «Без печи. и изба не изба». Она обогревала всю избу и в ней готовили есть.
Хозяйка: Ой, а кто это шуршит за моей печкой?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)
Кузя: Ой, беда, беда, огорчение! Народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем? Запасы не меряны! Убытки не считаны!
Хозяйка: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает! Ой, беда, беда, огорчение!
Хозяйка: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один!
(выходит на середину зала, высоко подняв нос).
Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Хозяйка: Неправильно ты здороваешься, Кузенька.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Хозяйка: Давайте, ребята, покажем Кузи, как здоровались раньше. Знакомых и друзей встречали поясным поклоном, прикладывая руку к сердцу.
Кузя. Здравствуйте, ребята! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть, да поиграть с вами в игру.
Игра «Ходит по двору петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей. Пойманный, становится петухом.
Кузя: Ребята, у меня в «избе» много старинных предметов.
Посмотрите – это чугунок, в нем готовят еду, да с помощью ухвата ставят чугунок в печь.
Давайте посоревнуемся, кто быстрее пронесёт чугунок на ухвате.
Аттракцион: «Пронеси чугунок на ухвате»
Хозяйка: Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие. Ой, а где же наш Кузя?
Кузя: Да вот он я! Я вот за этим красивым платочком ходил, хочу с ребятами в игру поиграть «Гори, гори ясно»
Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него платочек, поднимает её над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Кузя. За ленточки скорей беритесь, на каруселях прокатитесь! Дети берутся за ленты, которые пришиты к обручу.
Карусель
Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.)
Кузя: Поиграли – от души! А теперь пора прощаться, В путь дорогу собираться! До свидания, ребята.
Хозяйка: Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! По русскому обычаю я вас угощаю сегодня пирогами.
Песня «Русский чай» музыка и слова А. Фроловой