Черепнина Елена Николаевна
Развивающая стена в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать, если дети в группе буквально «лезут на стену», несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов? Не запрещайте им этого. Главное, чтобы стена была развивающей. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и подготовить педагогов к работе с ним.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Развивать самостоятельность у детей – задача педагогов
Публикация «Развивающая стена в ДОУ» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения. К концу старшего дошкольного возраста у детей можно наблюдать проявление самостоятельности в разных видах деятельности: игре, труде, познании и общении.
Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей
Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.
Оформить развивающую стену – по силам любому педагогу.
Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой. На доску можно повесить панно с накладными элементами.
Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д.
Если педагог проводит работу по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе.
Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр – на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.
Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца.
Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.
Многие пособия многофункциональны. Педагоги используют их для творческой деятельности и развития речи воспитанников.
Работа с развивающей стеной требует подготовки.
Чтобы педагоги эффективно использовали развивающую стену в работе с детьми, нужно провести с ними предварительную работу. Формы методической работы разнообразны. Рассмотрим самые эффективные из них.
КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВОДИТЬ НА РАЗВИВАЮЩЕЙ СТЕНЕ?
Игры для развития изобразительных способностей:
• в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»;
• в старших группах: «Дорисуй человека».
Игры по ФЭМП:
• в средних группах: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;
• в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши».
Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:
• в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»;
• в средних группах: «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»;
• в подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т. д.
Логические игры:
• в средних группах: «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»;
• в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».
Как работать с развивающей стеной – выбор педагога
Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна.
КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА РАЗВИВАЮЩЕЙ СТЕНЕ?
• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития.
• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения.
• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению.
• Не регламентировать деятельность ребенка.
• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.