Юлия Глазкова
Развивающая среда в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка
о результате личного участия воспитателя Глазковой Ю. С. в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе №10
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт - Петербурга
Краткая характеристика группы.
Среднюю группу №10 посещают 21 человек в возрасте от 4 до 5 лет, из них 12 мальчиков и 9 девочек.
Публикация «Развивающая среда в средней группе» размещена в разделах
Индивидуальные особенности здоровья контингента детей группы №10
Кол-во детей Группа
здоровья
детей
вторая Третья четвёртая пятая
21 3 18 Нет нет
По данным мониторинга здоровья детей в группе преимущественно составляют дети с третей группой здоровья.
Особенностью контингента группы является наличие у детей тяжелых аллергических заболеваний: атопический дерматит-12 человек, целиакия-5 человек, бронхиальная астма -1 человек, пищевая аллергия -14 человек, аллергический трахеобронхит -5 человек.
Насыщенность среды.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена. Воспитатель Глазкова Юлия Сергеевна участвует в создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе, которая обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, способствует охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывает особенности детей, способствует коррекции недостатков их развития и соответствует возрастным возможностям детей группы.
Безопасность и психологическая комфортность среды.
Образовательное пространство группы оснащено : игровым оборудованием, игрушками, игровой атрибутикой разного рода, игровыми материалами.
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и электробезопасности, имеют сертификаты качества.
Для предупреждения безопасности в группе имеется набор плакатов, книг, иллюстраций и дид/игр по типу «Хорошо-плохо». В групповом помещении уютно, светло и радостно, всё максимально приближено к домашней обстановке, чтобы снять стрессообразующий фактор, уравновешивать эмоциональный фон каждого ребёнка.
В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади.
Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки в исправном состоянии.
Развивающая среда, созданная Глазковой Ю. С. обеспечивает личностно- ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена.
Трансформируемость среды.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (игровая зона превращается в учебную и наоборот, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей : зоны отодвигаются, убираются для обеспечения двигательной активности детей; либо объединяются, перемещаются (используются мягкие модули, легкие ширмы, стулья, легкие столы, переносные доски) для развития самостоятельной игровой деятельности детей. Например, в уголке конструирования дети построили кафе, а из кукольного уголка взяли посуду и т. д.
Полифункциональность среды.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Например, индивидуальные коврики для детей можно использовать как коврики, для занятий ОРУ, ЛФК и т. д., а также как «лодку» для «плавания и гребли», а также как «ковёр-самолёт» для досугов и тематических занятий; султанчики используются для занятий физкультурой, а также их можно поставить в вазу-цветы, свечки для торта, брусочки, кирпичики конструктора могут быть маслом, пакетом молока или хлебом в игре «Магазин» и т. д.
Вариативность среды.
В группе педагог Глазкова Ю. С. организовала различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающим свободный выбор детей.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Оформлены полки, на которых выставляются книги по теме, картины, альбомы ведется подбор дидактических игр.
Предметно-развивающая среда состоит из зон (площадок, которые дети могут выбирать по собственному желанию и меняются в зависимости от темы недели (месяца). (Например, читаем сказку «Три поросенка» : в уголке рисования – обводки, раскраски на тему; в книжном уголке – несколько вариантов иллюстраций «Три поросенка»; в театральном уголке – настольный и пальчиковый театр «Три поросенка», а также маски,
Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
Реализация образовательных программ
Предметно-развивающая среда в группе №10 спроектирована в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ОВЗ и примерной образовательной программой «От рождения до школы» Вераксы Н. Е с учетом образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие (центр сюжетно-ролевых игр, центр социально-эмоционального развития, центр безопасности) : дид. игры и сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций; игрушки и наборы для сюжетно-ролевой игры( «Магазин», «Дорожное движение», «Парикмахерская»и др. ; картинки и фотографии с разными эмоциями, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых.
познавательное развитие (центр ФЭМП, Центр детского экспериментирования, экологический центр, выносной материал для наблюдений и опытов на улице) : конструкторы, мозаики, игрушки для обыгрывания построек; лото, дид. игры, картина сезона, года, суток; набор карточек с изображением количества и цифр (от1 до 5,наборы сериации по величине, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
речевое развитие (книжный центр, центр по развитию речи); наборы предметных картинок для группировки по разным признакам(2-3) последовательно или одновременно (назначении, цет, величина); пособия: «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Что перепутал художник?», «Чего не хватает?», «Кто что делает?» и др.
художественно-эстетическое развитие (театральный и музыкальный центр, центр изо-деятельности) : аудиосредства, различные виды театров, игруш. музыкальные инструменты; пособия: «Радуга», книжки-раскраски, «Отгадай на чём играю?» и др. ;
физическое развитие (двигательный центр, центр здоровья) : схема умывания, альбом «Помоги себе сам», говорящая книга «Тело человека», дорожки ребристые разного диаметра, массажёры для рук и ног.
Соответствие возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными (наполняемость среды в соответствии с возрастом детей) и гендерными особенностями воспитанников ( материалы для девочек и мальчиков: кукольный уголок и уголок конструирования, транспорта, мужские профессии).
Доступность среды.
Все игры и пособия в группе доступны всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность (игры и игрушки находятся на уровне глаз ребенка).
Предметно-развивающая среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Материалы расположены в удобных и доступных для детей местах.
Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатель Глазкова Юлия Сергеевна в своей работе использует личностно-ориентированный подход в организации педагогического процесса учет индивидуальных возможностей и потребностей детей имеющих отклонения в психофизическом развитии и речи, а так же аллергические заболевания и бронхиальную астму
• В группе имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. В группе имеются пособия, игрушки для детей с ОВЗ (атрибуты для игр с разной двигательной активностью, пособия для разных видов гимнастик, развивающие игрушки, материал для автоматизации звуков, игрушки для развития мелкой моторики, интерактивная панель, игры и пособия).
• В группе создан «гипоаллергенный» быт, когда количество и силы факторов, провоцирующих аллергию, сведены до минимума.
• В группе обеспечена возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к игрушкам, материалам, пособиям.
• Оборудован уголок уединения, обеспечивающий эмоциональный комфорт в группе каждому ребенку.
• Юлия Сергеевна обеспечивает смену деятельности легко утомляемых и гиперактивных детей.
• Воспитателем осуществляется индивидуальное консультирование родителей детей с ОВЗ по вопросам адаптации, воспитания и обучения. Темы отражены в рабочей программе педагога.
• Дошкольное образовательное учреждение, в том числе и педагог Глазкова Ю. С. работают в тесном контакте с ЦПМСС Калининского района.
В совместной деятельности с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в группе Глазковой Юлии Сергеевны
соответствует ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна; дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.