Светлана Тарасова
Развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.
Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования.
Публикация «Развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве - времени Детства» (Д. И. Фельдштейн, исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В. Т. Кудрявцев, изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю. А. Аксенова).
Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т. е. самой образовательной среды.
Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этим должна организовываться образовательная среда дошкольников.
В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых" (С. А. Смирнов).
Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Проведенные научные исследования (С. Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде.
Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность всех членов педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды. При этом главные ресурсы повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении – это командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ.
Цели создания развивающей среды в ДОУ :
обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника: витальных (органические жизненно важные потребности, социальных, духовных.
обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
содействие развитию ребенка как личности;
совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Задачи:
обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;
организовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, становление его способностей;
развивать индивидуальность ребенка;
способствовать активности и наиболее полной реализации ребенка;
формировать базис личностной культуры;
Характеристика принципов построения дошкольной образовательной среды, развивающей личность ребенка
Название принципов
Краткая характеристика принципов
Принцип развития
Взаимосвязь всех сторон личностного развития;
целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природо-сообразности воспитания
Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка.
Принцип психологической комфортности
Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества
Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.
Принцип диалогического общения
Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций общении; - развивающее содержание общения.
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка
Взаимная связь воспитателя и воспитуемого;
творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности;
установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей.
Принцип ненасилия в воспитании
Отсутствие любых форм насилия над ребенком;
обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности;
преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.
Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка
Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям;
создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка;
опора на внутреннюю мотивацию ребенка.
Принцип культурно-деятельностный
Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности;
организация деятельности ребенка в пространстве культуры.
Принцип обучения деятельности
Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»;
обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования
Гуманистический характер содержания дошкольного образования;
адаптивность системы дошкольного образования к индивидуальным особенностям детей;
гибкое реагирование на социокультурные изменения среды.
Принцип преемственности образования
Содержательная преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности;
обеспечение личностного развития воспитанника;
создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.
Принцип здоровье-сберегающий
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии;
обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов.
Роль предметно-развивающей среды в обеспечении процессов саморазвития личности дошкольника – содействие становлению личности, обеспечение чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка, представляя собой при этом «единый комплекс кинестетических и аудиовизуальных модальностей» (Л. П. Стрелкова, влияющих на самореализацию личности.
Функции предметно-пространственной среды по отношению к личности дошкольника:
Информативность среды. Является средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
Расширение «технического кругозора» дошкольников окружающими предметами (О. В. Артамонова, обеспечивающими художественное восприятие, открывающими мир музыки и искусства.
Мир предметного окружения как источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств.