Ольга Романовская
Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Публикация «Развивающая среда как средство ознакомления дошкольников с историей родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своего края, культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цели: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе, побудило к созданию в группах нашего дошкольного учреждения центров краеведения. Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, мы уделяем большое внимание его наполнению. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.
В младшем дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены: в народных песнях, сказках, рассказах и стихотворениях, с которыми педагоги знакомят своих воспитанников и которые в дальнейшем находят свое отражение в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях; во впечатлениях о природе родного края. В этом педагогам помогают дидактические игры, картинки- иллюстрации, книжки- раскраски, а так же изготовленный совместно с семьями воспитанников альбом «Братья наши меньшие». Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Детям среднего дошкольного возраста познакомиться с родным краем помогают : -альбомы: «Моя семья», «Мой город Новокузнецк»;
-художественная литература о семье, о городе;
-папки - передвижки: «Я живу в Новокузнецке», «Наш край» (о животном и растительном мире);
-картинки – иллюстрации с соответствующей тематикой;
-предметы народно- прикладного искусства.
Группы старшего возраста оснащены большим количеством развивающих материалов, с помощью которых дети знакомятся с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнают историю родного города и края :
-альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Наша область», «Россия»;
-предметы искусства народов России;
-художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
-традиции, обычаи, фольклор Кемеровской области (описания, иллюстрации);
-флаг, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса.
В этом возрасте особое внимание уделяют ознакомлению детей со своим микрорайоном, в этом воспитателям помогают плоскостные и объемные макеты: «Ильинка», «Детский сад». В одной из наших старших групп, дети знакомятся с представителями флоры и фауны непосредственно у карты Кемеровской области.
В подготовительных к школе группах границы изучаемого расширяются. Содержимое центров усложняется. Представлены куклы в русских национальных костюмах, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов. Макет «Кузнецкая крепость» в одной из подготовительных групп, позволяет воспроизводить реальные исторические события, с которыми дети познакомились ранее.
Я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе. Центральное место в краеведческом уголке мы отвели авторским работам с городскими пейзажами, выполненными для конкурса рисунков среди семей воспитанников. Так же обращает на себя внимание «Кузнецкая крепость» - поделка из соленого теста – конкурсная работа нашей воспитанницы. В своей работе большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с историей города Новокузнецка. В этом нам помогают альбомы: «Моя Родина», «Новокузнецк», «7 Чудес Новокузнецка» и другие; открытки с его достопримечательностями, с живописными уголками, промышленностью.
Для изучения растительного и животного мира наших лесов, ознакомления с уникальными уголками природы нашего края и закрепления полученных знаний мы изготовили макет «Животный мир родного края». Изучая эти темы, дети приходят к выводу о необходимости беречь и охранять природу, у дошкольников формируются основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Знакомя дошкольников с родным краем, мы обращаем внимание дошкольников на то, что какой бы особенной ни была малая Родина, она является частью всей страны. Познакомить ребят с этими вопросами помогают : флаги, гербы и другая символика Новокузнецка, Кузбасса, России и других стран; иллюстративный материал; выставки работ родителей и детей «Наш край родной», «Мы живем в Новокузнецке», «Моя Родина – Россия». При создании уголков патриотического воспитания мы уделяем внимание не только внешнему оформлению, но и учитываем внутренние нравственные качества личности детей. Мы стараемся, чтобы каждая изучаемая тема была актуальной для каждого ребенка. Так, мы знакомились с лексической темой «День Защитника Отечества» непосредственно по рассказам детей, которые воспроизводили повествования реальных участников событий, которыми являются деды и отцы воспитанников.
В книжном уголке выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал о природе родного края, страны, фотоальбомы о нашем городе в прошлом и настоящем, предметы и открытки с изображением предметов народно - прикладного искусства. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание отобразить полученные знания. Работа продолжается и в свободной деятельности детей: ребята конструируют из строительного материала свой город, дома, крепости, мосты.
Разучивать стихи и пальчиковые гимнастики о своём городе нам помогают мнемотаблицы. Этот приём способствует лучшему запоминанию стихотворных текстов, а яркая мнемотаблица позволяет лучше узнать и запомнить родной город. С большим интересом дети играют в различные дидактические авторские игры: лото «Мой город Новокузнецк», домино «Мой родной город», собирают кубики и пазлы с изображением достопримечательностей города. На занятиях по изобразительной деятельности дети выражают своё отношение к окружающему миру в рисунках на темы: «Ильинка», «Кузнецкая крепость», «Мой край родной» и др.
Мы вместе с воспитанниками посещаем интересные лектории в детской библиотеке, приглашаем сотрудников музея «Тазыхан» в детский сад, чтобы ознакомить детей с традициями и бытом шорского народа. Соблюдая народные традиции, в детском саду проводятся фольклорные праздники, развлечения, при подготовке к которым дети знакомятся с историей, обычаями и культурой своего народа. Работа, построенная таким образом в нашем ДОУ, значительно расширяет знания детей о своем крае, своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.