Татьяна Никитина
Развиваем речь с нашими играми и игрушками
Задачи. Вовлекать детей в коллективный разговор.
Подводить к составлению текстов-описаний. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
9
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з, изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать на слух.
Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Публикация «Развиваем речь с нашими играми и игрушками» размещена в разделах
Материалы, инструменты, оборудование. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки сиз (как в начале, так и в середине слова, например: слон, собака, лиса, часы, стол, стул; заяц, коза, змея, звездочка, ваза, зонт, большая грузовая машина.
Содержание занятия. Воспитатель ввозит в группу игрушки на машине, спрашивает детей, хотят ли они посмотреть, что она привезла. Предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем воспитатель спрашивает:
— Кто хочет рассказать про слона, какой он, что у него есть, чем он вам нравится? Как с ним можно поиграть?
— А кто хочет рассказать про собаку (зайца и т. п.? Выслушивает всех желающих.
— У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки вы любите? Как и во что с ними играете? С rем из друзей вы любите играть?
Воспитатель рассказывает детям о том, где люди отдыхают летом, что делают (например, ходят на пляж, играют в мяч, ловят рыбу, катаются на лодке, фотографируют обезьянку в зоопарке, рисуют цветы.). Можно рассмотреть с детьми семейные фотографии летнего отдыха. Затем воспитатель спрашивает детей: «А как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
Следующая часть занятия проводится на ковре, чтобы дети могли показывать движения. Воспитатель говорит детям:
— Я сейчас загадаю загадки о том, что вы могли делать летом. Отгадайте, что я делаю. — Выразительные движения (собираю грибы; собираю цветы; плаваю; плыву в лодке, работая веслами).
А сейчас вы загадайте свои загадки. — (Два-три ребенка показывают движения, остальные дети отгадывают.) В случае затруднений воспитатель на ушко подсказывает детям: покажи, как играл в футбол, ловил рыбу и т. д.
Воспитатель рассказывает детям, что играть можно не только с игрушками, но и со словами, со звуками. Сегодня будем играть со звуками сиз. Если услышите звук з, хлопните в ладоши, если услышите звук с — поднесите палец к губам (жест «тихо»).
— С, с, з, з, с, з, з; зззаяц, зззмея, зззамок, сссобака, ссслон, ваззза, зззонт, автобуссс, зззвеззздочка.
— Произносите звуки вслед за мной, как эхо: ссс, ззз.
— Сейчас я прочту маленькое стихотворение. Как услышите звук з,хлопните в ладоши.
10
Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизы зуб.
(И. Лопухина)
Воспитатель предлагает детям отыскать в групповой комнате предметы в названиях которых есть звуки сиз. Вызывает детей по двое. Найденные предметы дети выставляют на столе воспитателя. Один ребенок произносит название, выделяя заданный звук. Второй ребенок произносит выделенный звук изолированно: зззаяц — з, ссслон — с. Предметы, которые не заметили дети, собирает и называет воспитатель. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает перечислить те предметы, в названиях которых есть звук с. (Называет сначала один ребенок, потом все вместе по предложению воспитателя. Затем также называют предметы со звуком з.)