Ольга Ерохина
Развитие эмоционального опыта дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального опыта дошкольника
Ерохина О. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 204 «Колокольчик»
г. Тольятти
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделяют недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Публикация «Развитие эмоционального опыта дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Личностно-ориентированная модель общения педагога с ребёнком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребёнка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей должно выступать на первый план в системе дошкольного образования. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребёнка рассказывать о своём внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Конечно, эмоциональное развитие ребёнка – задача не из лёгких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Развивая эмоциональную сферу своего ребёнка, родителям следует обогащать активный словарь ребёнка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Помогут в этом герои сказок и мультфильмов. Беседы о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. Необходимо научить ребё нка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки. С уважением относиться к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть.
Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно. Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварём, с особым языком эмоций : мимики, жестов, поз, пантомимики, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.
Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Педагог учит ребят анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также понимать его позицию.
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений. Психологические занятия по развитию коммуникативно-речевых способностей и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи и развивается речь. Ребенок начинает жить в ладу с самим с собой и с окружающими людьми.
Таким образом, создаются условия для развития коммуникативно-речевых способностей и накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.
По мнению А. А. Леонтьева, человеческое общество немыслимо вне общения, «общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих юных индивидов».
М. И. Лисина, в свою очередь, указывала на то, что общение имеет самое прямое отношение к развитию личности детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «совокупности» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности.
Старший дошкольный возраст по своей психологической характеристике является сензитивным периодом для развития коммуникативно-речевых способностей и первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построение занятий педагогов должны давать возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя и другого. Ведь именно в этом возрасте дети оценивают сверстников полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя и других, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать.
Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются в результате использования всех доступных речевых и неречевых (взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий) средств. Общение со сверстниками - область развития подлинной детской речевой самодеятельности. Формирование же языковой способности включает два звена: овладение языком (формирование языковой способности, связи «знак-значение») и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Последнее предполагает умение строить развернутый текст и интерактивное взаимодействие.
Таким образом, занятия решают задачи не только языкового развития, но и преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.
Как и при помощи, каких методов можно пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу и делиться своими переживаниями? Все довольно просто — нужно поставить перед ребенком проблемную ситуацию, взятую из детской жизни. То есть поставить в ситуацию выбора, заранее не давая «правильного ответа». Проговаривая перед сверстником свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очередность. Быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, что способствует сознательному усвоению правил жизни. К которым он пришел сам, через варианты собственных переживаний, а значит усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.
Используемая литература
1. О. А. Айрих. Эмоциональное развитие детей. Издательство «Учитель». 2010.
2. О. Л. Князева., Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М. «Просвещение» 2005.
3. С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. М. 2000.