Муллокандова Светлана
Развитие эмоционально-образного восприятия детей через сценическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционально-образного восприятия детей через сценическую деятельность.
Будет правильным начать с прекрасной цитаты Владимира Васильевича Стасова «Русский народ – один из самых музыкальных во всём мире. Он славился этим с глубокой древности. Сквозь все столетия русский народ, в этом отношении непоколебимый и непотрясаемый пронёс свою народную песнь. Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии как у нас.»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
А ведь научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Ещё в древности голосу придавалось особое значение. В 1941 году в Туре был найден папирус с записью бесед Дидима Александрийского – греческого христианского писателя-богослова, где он говорит, что «Звук человеческого голоса – это музыка для человеческого слуха.»
На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребёнок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Особая роль принадлежат сценической деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьёзнейших недостатков общественной системы образования является монотонность жизни ребёнка, который в течение многих часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных детей, превышает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от сценической деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость. Улыбка ребёнка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Произведения искусства, песня, танец – заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и словами Сухомлинского В. А. - «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Следовательно, сценическая деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Выступая на сцене, дети не только учатся владеть своим голосом и исполнять различные песни. Постепенно они постигают науку перевоплощения. Ярко, эмоционально и искренне передавая исполняемый образ на сцене, соединяя разные виды музыкальной деятельности превращаются в театр песни!
Огромную роль на сцене играют костюмы, создавая необходимую «атмосферу» и утверждая обоснованность сценического образа, одновременно являясь аспектом хромотерапии. Приведем в пример высказывание Анны Герман – «…мне, как и зрителям, нравится, когда человек на сцене одет со вкусом. По собственному опыту знаю, что элегантный, удобный, гармонизирующий с обликом наряд – очень важное условие, чтобы ты хорошо чувствовал себя на сцене» Сценические костюмы разнообразны, ярки, праздничны, что поднимает эмоциональный настрой. Тем более, это важно для детей – костюмы включают фантазию, настраивают на игровой лад, помогают психологическому раскрепощению на сцене. Таким образом, через цвет и эмоции, ребенку идет привитие эстетического вкуса.
Не менее важна роль самих концертов. Выступление на городских мероприятиях, приобщают к социальной жизни, помогают понять ответственность за сохранность своей культуры, учат уважению истории.
Так же хочется отметить особую роль музыкальных инструментов в сценической деятельности. Наиболее доступными, а потому и любимыми детьми, являются шумовые музыкальные инструменты. Они хорошо помогают развивать чувство ритма, музыкальную память и воображение. Они побуждают ребёнка по-новому услышать мир звуков. В целом, игра на различных музыкальных инструментах развивает вокально-интонационные и метроритмические навыки, музыкальную память и слух. Приобщает детей к формам совместного музицирования, формируя начальные исполнительские навыки, воспитывает творческие навыки импровизации. Овладение элементарными теоретическими знаниями даёт возможность аккомпонирования себе на сцене. Начальные навыки и умения игры в ансамбле, также помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяя музыканый кругозор, развивают природные способности. А в дальнейшем роль начального сольфеджио развивает умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре. Далее нужно сказать, о том каким важным становится понятие "сценическая культура". Здесь подразумевается совокупность поведенческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене - приобщения к искусству массового зрителя, воспитания в исполнителе уважения к сцене и к аудитории, а также заинтересованности обеих сторон (исполнителя и зрителя) в представляемом материале искусства. Именно формирование сценической культуры является одним из наиболее действенных способов эффективно и занимательно дисциплинировать эмоционально-волевую сферу как школьников, так и дошкольников. Достижение хорошего результата для решения такой задачи требует от исполнителя наличия определённых поведенческих черт, манеры подачи материала и отношения исполнителя к сцене. Выше сказанное говорит и об аналогичных задачах в хореографии. Одной из базовых задач обучения хореографии считается ознакомление ребёнка с тем, что значит -быть артистом, каково социальное и культурное значение этого образа и какие характеристики самого исполнителя это подразумевает. Здесь также стоит уделить внимание внешнему виду. Форма создаёт у ребёнка ощущение принадлежности к искусству танца, что помогает сформировать в его сознании целостный и уникальный образ себя в танце. Обязательное соблюдение этого правила внешнего вида дисциплинирует ребёнка в отношении к занятию, непосредственно к танцу, что в последствии переносится и на впечатление, полученное от сцены. Говоря о танце, хотелось бы процитировать яркое образное высказывание Анхеля Куатье "Танец - это мера и такт переполняющего тебя, сдерживаемого и льющегося через край чувства. Нужно быть внутренне готовым к танцу, нужно быть переполненным, чтобы танцевать. " И добавить ещё одно характеризующее танец высказывание Труди Шупа "Словами нельзя передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием, которое охватывает танцующего человека. "
Все эти виды сценической деятельности прекрасно дополняют друг друга, гармонично переплетаются в номерах нашего театра песни и помогают шире взглянуть на такое понятие, как образовательная среда - на практике доказывая необходимость их синтеза.
Таким образом, участие в сценических композициях способно актуализировать внутренний потенциал ребёнка, помочь ему правильно приложить свою энергию и при этом способствует воспитанию в нём дисциплины и культуры поведения, осознанию им высокой цели и ценности искусства и собственной принадлежности к этой сфере общественной жизни, а также помогает ребёнку создать образ себя, как уникальной личности через призму сценического искусства.