Хамида Бейдиева
Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. Основы этого развития закладываются именно в дошкольном возрасте. В непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ у воспитанников расширяется кругозор о мире природы, обществе и человеке.
Публикация «Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тесная связь разделов «Окружающий мир» и «Развитие речи» особенно заметна в обучении и воспитании дошкольников с ОНР. «Ознакомление с окружающим миром» обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений»
На занятиях по ФЦКМ, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Для детей с ОНР выделяется особая задача в разделе «Окружающий мир» : расширение, активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.
Сложно выделить основное направление по развитию речи в НОД по «Окружающему миру». Все эти направления взаимосвязаны: коррекция звукопроизношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ работы позволяет прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет всё – таки словарная работа на основе сенсорного восприятия.
Формирование словаря
Осуществляя словарную работу во время непосредственно – образовательной деятельности по разделу ФЦКМ, педагоги расширяют и уточняют знания детей об окружающем. Обогащают речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражняют детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, медицинский халат, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогают детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности.
Словарная работа в рамках НОД по «Окружающему миру» проводится поэтапно:
• Непосредственное знакомство с предметом или явлением
• Понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога)
• Организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.
Связная речь
На занятиях по ФЦКМ у воспитанников совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью педагога составляют план рассказа и придерживаются его.
Грамматический строй речи
Описывая или рассказывая о каком – то предмете или явлении, педагоги упражняют детей в согласовании слов в предложении.
У воспитанников совершенствуется умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложении.
Упражняются в правильном построении сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т. д.).
В качестве примера речевого развития детей в НОД по «Окружающему миру» можно рассмотреть формирование представлений о цвете у дошкольников. Одной из задач такого занятия является научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а потом самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения и т. д. Таким же образом формируется представления о величине, форме предметов, о расположении их в пространстве. Однако следует отметить, что формируются эти представления не только для характерных признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них, как о части окружающего мира, где всё находится в причинно - следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи : описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире.