МААМ-картинки

Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (2 часть продолжение)

Татьяна Никитина
Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (2 часть продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

2. Задания на вербальной основе:

А) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

Б) речевые логические задачи

В) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.

Д) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?» и др.)

Е) речевые дидактические игры:

Публикация «Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (2 часть продолжение)» размещена в разделах

1. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения

Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу. В беседе он напоминает о том, что предметы, окружающие людей, очень разнообразны, в них есть и различия, и сходство. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажите, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, - обращается он к детям. – Посмотрите на стол и стул и сравните их».

Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:

- На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.

- Стол больше стула, - продолжают они.

- У стола нет спинки, а у стула есть.

«Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» - спрашивает воспитатель. – «Чем они не похожи». – «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они отличаются друг от друга. А чем они похожи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу детям решить труднее, и поэтому воспитатель может помочь им дополнительными вопросами: «Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.

Дети отвечают: - У стола и стула одинаковый цвет. Они жёлтые.

- И стол и стул сделаны из дерева. И. т. д.

Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи друг на друга стол и стул. Значит, эти предметы чем-то похожи и чем-то отличаются один от другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах, назову, чем они отличаются друг от друга и чем они похожи, а вы постараетесь узнать их по моему описанию». И воспитатель дает, например, описание двух домашних животных – коровы и лошади. Затем он предлагает детям рассказать о двух предметах, назвать,чем они отличаются и чем похожи. Остальные дети будут отгадывать.

В дальнейшем можно предложить детям игру «Похож – не похож». Здесь ребенку необходимо придумать два предмета, вспомнить, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и рассказать всем, а дети должны отгадать.

2. «Придумай предложение».

Цель игры: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада» Затем он назовёт свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

3. Странные рассказы

Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.

Дети слушают рассказы взрослого и находят, что многое не соответствует действительности. Примерные тексты:

Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься на санках.

Наступило лето. Дети скользят на ногах по воде. В лесу растет рыба. В море поспела клубника.

4. Из двух доказательств выбери верное

Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: потому что, так как, поэтому, следовательно, значит.

Взрослый предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное.

Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.

Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели. Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.

Затем задание усложняется – дошкольникам предлагается выбрать из двух суждений одно, правильное.

Весной тает снег, потому что пригревает солнце.

Весной тает снег, потому что прилетают птицы.

Если дети успешно справляются с этим заданием, от них требуется не просто выбрать правильное рассуждение, но и заменить неверное суждение верным. Например, вместо рассуждения: «Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую, так как становится холодно» дети составляют рассуждение: «Заяц зимой меняет свою серую шубку на белую, так как он будет меньше заметен на снегу».

5. Небылицы в картинках

Цель: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением несуществующих в природе животных, нарушением нескольких закономерностей сезонных явлений в природе; картинки-небылицы, изображающие нарушение одной закономерности (рыба поймала на дочку мальчика; кошка испугалась мышки; лошадь скачет на мальчике).

Взрослый объясняет детям, что такое небылица. Затем он предлагает рассмотреть картинки, содержащие нарушение одной логической закономерности, а дети должны объяснить, что не так и почему. По мере успешности объяснения предоставляются сюжетные картинки, иллюстрирующие большее количество причинно-следственных зависимостей.

6. Нелепицы

Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах, которые читает взрослый, и составлять по ним рассуждение.

Взрослый читает вслух художественные произведения К. Чуковского, Л. Станчева, Г. Чичинадзе, С. Маршака и др. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.

7. Объяснялки

Цель: научить детей составлять связные высказывания типа рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами: потому что, так как, поэтому, значит.

Дети объясняют игровому персонажу значение того или иного слова. Слова: подберезовик, подсолнух, мухомор, подснежник, ушанка, телогрейка, вездеход, первоцвет, листопад и т. п.

8. Что общего?

Цель: учить детей находить общие черты предметов и уметь объяснять, почему они объединены в одну группу.

Оборудование: предметные картинки с изображением самых разных предметов.

Взрослый предлагает дошкольникам выбрать две картинки и объяснить, что общего у этих предметов, например: «Я выбрал снеговика и мороженое, потому что общее у них то, что они холодные, могут растаять».

9. Закончи предложение

Цель: формировать умение составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом потому что, сочетаниями так как, для того, чтобы, если,. то.

Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают, соблюдая логическую последовательность, например:

На улице сало сухо, потому что….

Ночью темно, потому что….

Собака грозно зарычала, потому что…

Начался дождь, поэтому…

Мама поругала сына за то, что…

Реки и озера замерзают зимой, так как… и др.

10. Хорошо – плохо

Цель: учить детей находить большее количество аргументов; формировать умение доказывать свою точку зрения.

Один из игроков выдвигает тезис и приводит доказательство. Другой игрок противоречит, не соглашается с доказательством и аргументирует свое возражение, например:

Сегодня идет дождь, это хорошо почему?

Деревья поливает.

Деревья поливаются, это плохо почему?

Корни могут сгнить и деревья погибнут и т. д.

11. Почему так говорят?

Цель: упражнять детей в объяснении образных выражений, используя речь-доказательсво.

Мастер на все руки.

Работать спустя рукава.

Родная сторона мать, а чужая – мачеха. И т. д

12. Найди причину

Цель: учить детей находить причины различным жизненным ситуациям; упражнять в правильном построении сложноподчиненных предложений.

Взрослый называет ситуацию, а дети находят причину.

Во всём доме перегорели все лампочки.

Речка вышла из берегов и затопила деревню.

Птицы собрались в стаю.

Растение в горшке завяло.

Машина встала на дороге и др.

Публикации по теме:

Речь. Проблемы и пути решения. Мои рассуждения на тему обеднения, скудости речи у детей. Развитие и становление речи, на мой взгляд, можно сравнить с периодами развития человека. Зарождение ребенка – это начало зарождения жизни.

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I) часть 2 Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (2 часть продолжение)
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 20:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (2 часть продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД