Приложение МААМ

Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)

Татьяна Никитина
Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и важной ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологического речи в детском саду. Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речи.

Публикация «Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)» размещена в разделах

Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно – следственных, пространственно – временных, функциональных, целевых, поиск доказательств.

Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и по существу отсутствует система обучения высказываниям такого типа. Поэтому важное значение приобретают проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях.

Поэтому задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, можно использовать:

- труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива и др.)

- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснения зависимостей, существующих в природе;

- обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде? Из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему)

- конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось;)

- классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

- объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

А) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

Б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни» Цель: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.

В) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций. Цель: учить определять нарушение в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых.

Г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, сказывающегося с горки на проезжую часть дороги и др.

Д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;

Е) отгадывание загадок с опорой на картинку и играх «Найди отгадку» Цель: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.

Публикации по теме:

Речь. Проблемы и пути решения. Мои рассуждения на тему обеднения, скудости речи у детей. Развитие и становление речи, на мой взгляд, можно сравнить с периодами развития человека. Зарождение ребенка – это начало зарождения жизни.

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I) часть 2 Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в.

Автор публикации:
Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 20:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Никитина (УИ 312298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД