Татьяна Никитина
Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и важной ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологического речи в детском саду. Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речи.
Публикация «Развитие речи-рассуждения у детей 5–7 лет (1 часть)» размещена в разделах
Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно – следственных, пространственно – временных, функциональных, целевых, поиск доказательств.
Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и по существу отсутствует система обучения высказываниям такого типа. Поэтому важное значение приобретают проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях.
Поэтому задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, можно использовать:
- труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива и др.)
- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснения зависимостей, существующих в природе;
- обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде? Из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему)
- конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось;)
- классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
- объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
А) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
Б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни» Цель: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.
В) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций. Цель: учить определять нарушение в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых.
Г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, сказывающегося с горки на проезжую часть дороги и др.
Д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
Е) отгадывание загадок с опорой на картинку и играх «Найди отгадку» Цель: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.