Мадина Гонибова
Организация занятий по развитию речи в средней группе. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,
на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Мозаика-Синтез 2014г. СанПиН 2.4.1.3049.
Публикация «Организация занятий по развитию речи в средней группе, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
В средней группе проводится одно занятие в неделю.
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
• Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формировать словаря, воспитывать звуковую культуру речи.
Развивающая речевая среда.
• Способствовать развитию любознательности.
Формирование словаря.
• Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
• Продолжать учить детей определять и называть местоположение
предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать за-
менять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия
(там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
• Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи.
• Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
• Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Грамматический строй речи.
• Учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Связная речь.
• Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в
составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
• Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и
динамичные отрывки из сказок.
Задачи:
Развивающая речевая среда.
• Обсуждать с детьми информацию о
предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им
ближайшего окружения. НРК
• Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более
точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
помогать логично и понятно высказывать суждение.
• Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря.
• Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. НРК
• Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
• Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены.
• Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Звуковая культура речи.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи
• Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Грамматический строй речи.
• Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
• Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
• Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п., несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Связная речь.
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.
Содержание программы:
Программа по речевому развитию включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Планируемые результаты работы:
• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница);
• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
• называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток.
• заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
• употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
• употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Технические средства образования :
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;
• Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
• Картины;
• Игрушки;
• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»;
• О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» ;
• Хрестоматия для малышей.