Светлана Доровских
Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения дошкольников и коммуникативности, выделяют развитие любознательности как основы познавательной активности.
Публикация «Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада» размещена в разделах
Необходимыми условиями для развития ребенка являются умение познавать мир с помощью органов чувств в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Получая таким образом «бесплатное» развлечение, ребенок теряет активность как в познавательной сфере, так и в быту. В связи с этим наблюдается увеличение числа интеллектуально пассивных детей и причина данного явления часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социально-двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности может достигнуть пределов человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее – намного тоньше.
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой и др. показали, что в сфере общения сверстников создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Благодаря эмоциональной насыщенности, непринужденному раскованному характеру, общение с равными партнерами создает благоприятные условия для познания детьми своих возможностей путем свободного выполнения творческого, оригинального начала. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Присутствие и участие сверстников облегчает осознание своего поведения и, соответственно, помогает контролировать его, что является необходимым условием формирования произвольности.
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.
Исходя из всего сказанного выше, проблема развития познавательной активности детей в настоящее время стоит достаточно остро. Поэтому в детском саду № 375 мы составили и используем в работе программу «Любознайка», целью которой является развитие познавательной активности детей 4-5 лет через обучение способам познания окружающего мира.
Программа состоит из трех частей:
Первая часть программы «Давайте жить дружно!».
Цель: создание у детей чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Доверие к другим детям и значимым взрослым – существенный фактор развития дошкольников. Дети нуждаются в атмосфере безопасности и надежности. В незнакомых ситуациях и перед лицом новых требований ребенку особенно важно ощущать, что его принимают. Только в доверительной атмосфере он может рисковать и пробовать что-то новое, только в этих условиях он начинает верить в себя: «Я способный, у меня получается!»
Если у детей есть чувство безопасности, если они могут прогнозировать ситуацию, если они ощущают, что их компетентность возрастает, они не боятся снова и снова рисковать, пробовать, ставить эксперименты, учиться и развивать самостоятельность. Именно этому малыши учились на занятиях первой части программы (Приложение 1). Дети с удовольствием стали взаимодействовать друг с другом, причем и те, у которых раньше были проблемы в общении со сверстниками.
Вторая часть «Наши ощущения».
Цель: знакомство с различными видами восприятия и ощущениями.
С 4 до 5 лет происходят существенные изменения в механизмах восприятия, именно в этот период ребенок усваивает эталоны свойств предметов и явлений, принятые в обществе, а также осваивает действия по обследованию предметов. В этом возрастном диапазоне образы предметов и явлений окружающего мира обогащаются деталями, становятся выразительными, осознанными, ребенок легко узнает предметы и в новых предметах выделяет знакомые ему свойства. Это свидетельствует о сензитивности данного периода для развития восприятия. Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлиять на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие является основой для всех других познавательных процессов и развития познавательных способностей.
Поэтому на занятия к ребятам приходили Радужка, Глазастик, Ушастик, Сластена, Нюх-Нюх, Трогалка и учили через органы чувств получать сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, так как органы чувств основное связующее звено человека с окружающим миром.
Третья часть «Мир эмоций»).
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».
На занятиях третьей части дети попадают в мир эмоций, где учатся понимать настроение окружающих, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации, знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Занятия проходят в доброжелательной обстановке и включают в себя:
• ролевые игры: ролевая гимнастика, психологические этюды;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры на развитие воображения;
• анализ текста;
• задания на формирование «эмоциональной грамотности»;
• беседы;
• эмоционально-символические методы (направленное рисование);
• релаксационные методы.
В конце учебного года ребята знают:
• имена всех детей в группе;
• способы познания окружающего мира;
• названия базовых эмоций (радость, удивление, страх, горе, интерес, спокойствие).
Умеют:
• отмечать свои индивидуальные особенности;
• общаться друг с другом
• осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
• обследовать предметы окружающего мира с помощью органов чувств;
• правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
• оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
• понимать настроение окружающих, оказывать поддержку в случае необходимости;
• различать эмоции по схемам-пиктограммам;
• передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации.
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его в повседневной жизни. И мы считаем, что на занятиях по программе «Любознайка» развивается познавательная активность детей через развитие восприятия, ощущений, понимание мира человеческих эмоций и создание в группе положительного эмоционального фона.
Список литературы:
1. Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. – Ярославль: Академия развития, 2008г.
2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
3. Крюкова С. В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – Москва: Генезис, 2002.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – Москва : Генезис, 2007.
5. Лабза О. В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника. Журнал «Ребенок в детском саду № 6 2006г.
6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - Москва: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008г.
7. Терехова Оксана «Обувной салат». Журнал «Обруч» № 3 2009г.
8. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет : Пер. с нем. – Москва: Генезис, 2005.
9. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – Москва: Генезис, 2007.