Елена Белякова
Развитие певческих навыков детей
▼ Скачать + Заказать документы
Моя музыкально-педагогическая деятельность определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Считаю, аксиомой пения является, что дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении воспитанников пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот, так как правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.
Публикация «Развитие певческих навыков детей» размещена в разделах
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Она является ведущей и при обучении детей пению на моих занятиях. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
• Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.
• Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу М. Ю. Картушина.
Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.
• Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.
В начале использую игры на дыхание без звука. Для этого использую в работе различные образы, например:
• играет ветер с листвой;
• звучат пчела, жук, комар;
• спустился воздух из колеса машины и т. д.
С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки.
• Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:
• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
• снять усталость и утомление;
• развивать интонационный и фонематический слух;
• формировать правильное звукообразование.
В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.
• Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. («Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)
Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приё мами: иллюстрациями с заданными сюжетами.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Таким образом, использование мною системы специальных упражнений различных игр, индивидуализация работы с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.