Алена Пименова
Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета.
Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя мир взаимоотношений, который регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для данных этнических общностей. Различия между этническими культурами могут порождать разногласия, и даже этнические конфликты. В последнее время многонациональная нетерпимость превратилась в одну из глобальных проблем в мире. Главной причиной этой проблемы следует считать отсутствие определенных знаний, умений и навыков, способствующих межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.
Публикация «Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Умение общаться с другими людьми, как необходимое условие воспитания гармонично развитой личности – актуальная задача современной системы образования. При ее решении необходимо учитывать, что мы живем в полиэтничном регионе. Следовательно, ребенку необходимо научиться строить взаимоотношения с людьми, принадлежащими к разным этносам.
В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении моральными нормами, принятыми в обществе. Усвоение норм нравственности происходит на основе его ориентации на других людей, в первую очередь на взрослых. Образцы поведения, которым следует ребенок, вначале воплощаются в образе конкретного человека – папы, мамы, бабушки, дедушки, а затем становятся более обобщенными и отвлеченными.
В результате знакомства с жизнью взрослых, с их взаимоотношениями и деятельностью у дошкольников появляется стремление усвоить положительные нравственные нормы поведения в обществе. В этот период необходимо помочь ребенку освоить этнокультурные особенности разных народов. Только таким образом возможно создание подлинно позитивных этнокультурных отношений. Общительность, навыки позитивных взаимоотношений играют существенную роль в процессе формирования и развития личности ребенка.
Развитие навыков общения, установления позитивных отношений в дошкольном возрасте необходимо для последующего возрастного этапа – обучения в школе. Адаптация ребенка 6-7 лет к начальной школе является довольно актуальной проблемой для современной педагогики и психологии, поскольку, как доказано рядом исследователей, от этого фактора в значительной мере зависит успешность всего последующего школьного обучения.
Проблема развития общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в современном обществе. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Их развитие у детей имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых.
У дошкольников наблюдается довольно высокий процент детей тяготеющих к общению со сверстниками, однако не менее высок уровень конфликтности, вместе с тем навык позитивного общения не выражен у небольшого количества детей. Именно неумение позитивно общаться, устанавливать позитивные коммуникативные связи, применять технически знакомые навыки общения, договариваться со сверстниками в разных видах деятельности приводит к конфликтам между ними.
Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Процессу общения дети учатся на примерах своих сверстников. Именно поэтому перед педагогами дошкольных учреждений ставится задача своевременного формирования коммуникативных умений и навыков через доступные формы организации деятельности дошкольников. Для развития общения наиболее часто применяются игровые методы, так как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра.
Психологи отмечают, что «наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.
Что касается возможности использования этноэтикета в практике ДОУ, удалось выявить следующее.
Средства, методы и приемы этноэтикета используют в патриотическом, нравственно-духовном, физическом, трудовом воспитании, развитии речевых навыков дошкольников и т. д.
Этноэтикет может быть эффективным средством развития процесса общения у дошкольников, он имеет большой потенциал для помощи детям в социализации и развитии личности, воспитании культуры поведения и общения. Но есть противоречие заключающееся в том, что проблема развития общения дошкольников изучена достаточно хорошо, а проблема использования средств этноэтикета в воспитании и развитии старших дошкольников на данный момент остается малоизученной.
Средствами этноэтикета возможно развитие следующих коммуникативных умений: слушать, слышать, вступать в общение, регулировать собственные эмоции, использовать невербальные средства общения, работать в группе, вести диалог; и навыки: позитивного и межличностного общения.
К средствам этноэтикета можно отнести : беседы, игровые ситуации и упражнения, пословицы, поговорки, танцы, песни, макеты традиционных жилищ коренных этносов Самарского края; такие его типы как: родительский, ритуальный, этикет общения с родственниками и формы приветствие, прощание, просьбы.
Ориентация на традиции этноэтикета в игровой и познавательной деятельности дошкольников обеспечит единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.
И, конечно же, не только педагоги могут знакомить дошкольников с этнокультурным разнообразием – справедливо замечают авторы, - в решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего этноса. Родители должны стать - и становятся - полноправными участниками педагогического процесса.