Папки-передвижки

Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста

Людмила Бережная
Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста

Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста» размещена в разделах

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений :

1. Собственно речевые умения:

– вступать в общение (уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

– поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

– говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умение речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, приглашение, просьба, извинение, поздравление и др.

3. Умение общаться в паре, группе 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждениях.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, книг, просмотренных фильмов. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Большое внимание уделять навыкам общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказать влияние на все стороны речи ребенка : исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Публикации по теме:

Игра по развитию речи «Разговор по телефону» для старшего дошкольного возрастаИгра по развитию речи «Разговор по телефону» для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ ИГРЫ: 1. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ДИАЛОГИЧЕСКУЮ ФОРМУ РЕЧИ; 2. ФОРМИРОВАТЬ И ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ (ПО ПРЕДМЕТНОЙ.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи Театрализованная игра- важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду, которую можно включать в образовательную, совместную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста
Опубликовано: 11 октября 2014 в 17:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД