Наталия Стивкина
Развитие действий контроля и самоконтроля на НОД по математическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие действий контроля и самоконтроля на НОД по математическому развитию в подготовительной группе
.
[/b]
Приоритетной целью дошкольного образования является развитие личности дошкольника, становление его как субъекта деятельности. Этого невозможно добиться без целенаправленного формирования у него способности к самоконтролю - способности к проверке своих знаний, проверке адекватности выполняемых ребёнком действий, поставленной перед ним задачи. Хотя действия контроля и самоконтроля являются составляющими учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мы решили, что начинать их формирование можно и в дошкольном возрасте.
Публикация «Развитие действий контроля и самоконтроля на НОД по математическому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Работая по программе «Детство» над созданием условий для развития самоконтроля у дошкольников, мы пришли к выводу, что результат будет выше, если строить обучение с использованием деятельностного подхода.
Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемым в математике, созданию педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия детьми математических фактов. Помня о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, мы старались использовать на НОД игровые технологии.
Одним из разновидностей деятельностного подхода является проблемное обучение, которое мы и решили использовать в своей работе.
Процесс обучения строится наподобие процесса научного исследования. Осуществляются основные этапы исследовательского процесса, разумеется, в упрощённой, доступной форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Напомним, что технология деятельностного метода включает в себя последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение в деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знания и повторения.
8. Рефлексия деятельности.
Поэтому процесс деятельности на НОД строим так, что дошкольник является равноправным участником обучения, он сам отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. При этом руководящая роль скрыта для ребёнка, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъектный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля. Только такое построение обучения, на наш взгляд, формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность дошкольника и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Дети получают право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Ребята приобщаются к деятельности по приобретению знаний, что является наиболее верным способом повышения их интереса к этим знаниям как к результату собственной деятельности. Им очень нравится составлять и формулировать собственные задания на занятиях, конструировать его самим.
На НОД по математическому развитию мы используем не только традиционные задания, но и логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и составляем для детей разные упражнения, которые будут способствовать развитию действий контроля и самоконтроля у каждого дошкольника. Приведё м некоторые из них:
1. Упражнения, в которых нужно проверить готовые задания, находить ошибку в их исполнении, а также раскрывать причину той или иной ошибки:
-Найди и исправь ошибки, если есть:
2+3=5 6-2=5
4-1=2 8+1=10
7+1+8 3-2=1
2. Задания, в которых из двух и более решений нужно выбрать верные:
В первой вазе 3 розы, во второй вазе 2 ромашки. Сколько всего цветов в двух вазах?
Выбери правильное решение и назови его.
3-2 3+2
- Продолжи ряд фигур, выбрав правильный вариант (использование логических блоков Дьенеша)
3. Разноуровневые задания, которые способствуют развитию каждого дошкольника :
-Запиши с помощью палочек Кюизенера состав того числа, которое ты лучше всего знаешь:
5 6 7 8 9 10
-«В альбоме у Саши было 7 марок. Саша подарил 3 марки другу. Сколько марок осталось в альбоме?
Выбери задание, которое ты сможешь выполнить:
• Реши задачу
• Реши задачу и подбери схему к ней
• Реши задачу, подбери схему и запиши решение
-Выбери ребус, который сможешь отгадать и реши его
4. Задания – «ловушки», позволяющие развить у детей потребность задавать вопросы, проверять каждый выполненный шаг и обосновывать свой ответ.
- Реши задачу:
«Мама купила 4 кг яблок и 1 кг груш. Сколько всего килограммов овощей купила мама?»
- Реши пример:
3+1-5
Дошкольники не только получают «ловушки» в готовом виде, но и составляют их сами, предлагают друг другу на НОД.
Широко используются нами работа в парах, осуществляется обмен рабочими тетрадями, взаимопроверка решения.
Изучая материал на НОД по математическому развитию, для развития речи ребё нка ставим перед дошкольниками вопросы и стимулируем задавать вопросы самим:
- Какова цель задания?
- Что предлагают сделать в задании?
- Какие знания вам понадобятся?
- Что мы уже знаем? Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
- Что вы будете делать сначала, что потом?
- Как можно проверить, правильна ли последовательность ваших действий?
- Где понадобятся новые знания? И т. д.
Работая над учебным материалом, мы повторяем и закрепляем умения пользоваться алгоритмами и пробуем сами их составлять.
Работая над задачей, мы учим детей ставить вопросы, помогающие решить её, то есть повторяем и закрепляем умение пользоваться алгоритмом. Вместе с дошкольниками, в ходе НОД, мы анализируем их работы и ответы, первоначально раскрывая положительные результаты деятельности («Что получилось…», осуществляем совместный анализ причин появления ошибок или недостатков («Почему не получилось…», обсуждаем пути исправления ошибок (Что нужно сделать, чтобы ошибок не было…»).
На НОД по математическому развитию дети – равноправные участники обучения. Они сами составляют и формулируют собственные задания, а также задания творческого характера. Творчество – самая индивидуальная деятельность и чтобы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, необходимо предоставлять ему свободу, и мы не отказываем им в этом. В нашей методической копилке есть кроссворды, ребусы, головоломки и папка с задачами, составленными детьми, совместно с родителями, которые используются на наших занятиях.
Важным условием математического развития является мотивация, в основе которой у дошкольников лежит познавательный интерес.
В результате целенаправленной работы нами отмечено, что у детей возрастает мотивация быть самостоятельными; уменьшается количество ошибок в рабочих тетрадях; изменяется поведение на деятельности и в свободное время: прямой взгляд, твёрдая интонация, «открытая поза» характеризует их поведение. В речи используют выражения: «Я думаю…», «…нужно подумать», «объясните, почему» и т. д.
Было замечено, что при использовании разноуровневых заданий, дети чаще стали выбирать «трудные» задания, и справляются с ними.
Благодаря использованию в работе деятельностного метода, ребёнок легче адаптируется в новых условиях, легко осуществляет перенос в новую, незнакомую ситуацию, ему легче будет учиться в школе, а также достигается приоритетная цель дошкольного образования – развитие личности дошкольника.
(Фото взяты с НОД "Математическая игра "Зарница"", проведённого мною в рамках областного семинара "Готовность к школе")