Алевтина Ромашина
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Самара до… Самара после»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства патриотизма через знакомство с историей родного города
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Самара до….Самара после»
Актуальность
Тема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые еще только зарождаются. Работа по воспитанию любви к родному городу имеет огромное значение для развития гармоничной личности ребенка. Дети должны понять, что они - маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной - местом, где они живут. Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей работы. Данная методическая разработка направлена на развитие патриотических чувств, воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Самара до… Самара после“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Методическая разработка позволяет:
- формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край;
- формировать первоначальное понятие «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;
- отличать архитектурные сооружения старые от современных построек;
- закреплять представления детей об истории края через продуктивную деятельность
Цель: Развить чувство любви и патриотизма к родному городу.
Задачи: 1) в доступной форме рассказать детям о становлении города Самары; 2) развивать интерес у детей к истории родного края; 3) развивать чувство патриотизма; 4) разъяснить понятие "Малая Родина"; 5) расширить словарный запас детей; 6) учить детей анализировать и сравнивать предложенный материал; 7) развивать творческие способности.
Материальное обеспечение: Проектор, фотографии с изображением Самары дореволюционной и Самары в настоящее время, фотоальбом, клей, краски акварельные, кисточки, листы для рисования.
Структура образовательной деятельности
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я хочу с вами поговорить о прекрасном городе в котором мы с вами живем. Кто знает как он называется?
Ответ детей: Самара.
Воспитатель : Правильно, Самара. А кто из вас знает как называется место где человек родился?
Ответы детей: Родина.
Воспитатель : Правильно. Мы с вами родились в огромной, прекрасной стране - России. Это наша общая Родина. А вот город, в котором мы родились, называется "Малой Родиной". Самара - это наша "Малая Родина".
Но, Самара как город существовала не всегда. Когда-то очень давно, когда не было ни вас, ни ваших родителей, даже ваших бабушек и дедушек, между реками Волгой и Самаркой простиралась полупустынная местность. Появлением на Волге города Самара мы обязаны государю российскому Ивану Грозному, воеводе Григорию Засекину и красивой легенде, которая рассказывает нам о пребывании в наших краях Митрополита Московского и Киевского - Алексия.
Известно, что Алексий дважды ездил в Орду к Нагайскому хану. Поскольку добраться туда можно было только по Волге, то в одну из поездок Алексий решил навестить человека, жившего в устье реки Самарки. Осмотрев окрестности Алексий сказал: "Быть на этом месте городу, который никогда разорён не будет, в котором будут царить добро и честность, золотыми куполами будет соперничать с самой Москвой, а называться будет Самара!". И на самом деле, в 1586 году на этом месте была возведена крепость Самара.
На экране появляется фото с изображением крепости Самары.
Посмотрите какая она была маленькая, и сделана полностью из дерева.
Шло время. Самара разрасталась. Вот уже по центральным улицам ходят конки - предшественники наших трамваев.
На экране появляется изображение конки в близи Соборной площади.
Обратите внимания, что дома вокруг по прежнему деревянные, а на дорогах нет асфальта.
Со временем в Самаре стали появляться кирпичные дома, а на улицах - первые автомобили.
На экране появляется фото с изображением первого автомобиля.
Изменяясь и преображаясь Самара превратилась в большой красивый город со своими парками, скверами, площадями и конечно же набережной на реке Волги.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по исторической части нашего города. А чтобы экскурсия нам запомнилась, мы сделаем фотоальбом с изображением тех мест, которые мы посетим. Начнем с самой старой площади в Самаре. Она находится недалеко от нашего детского сада. Кто из вас догадался как она называется?
Ответы детей: Площадь Революции.
Воспитатель : Подойдите все сюда и найдите фотографию площади, на которую мы пришли.
На столе разложены фотографии с изображением исторических мест Самары. Ребенок, правильно нашедший фотографию приклеивает ее на первую страницу альбома.
Воспитатель : Посмотрите какая она красивая. В центре площади установлен памятник В. И. Ленину. У подножья памятника разбит цветник, он окружен красивым тенистым сквером.
Но так площадь называлась не всегда. Раньше это была площадь Александра II.
На экране появляется фото с изображением площади Александра II.
Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, какие отличия вы видите?
Ответы детей
Воспитатель : Вы правильно увидели, памятник был установлен государю императору Александру II, пьедестал украшен красивой лепниной, на площади нет тенистого сквера.
Дальше мы прогуляемся по одной из самых старых улиц Самары - улице Куйбышева. Этой улице более 200 лет. Раньше она называлась Казачьей, а дома на ней были маленькие и деревянные.
На экране появляется фото с изображением улицы Казачьей.
Затем на улице стали появляться красивые каменные дома. Старинные особняки сохранились на ней и по сей день, но сейчас улица зеленая, нарядная, покрыта асфальтом, с красивым освещением. Вместо конок и гужевых повозок по ней ездят машины, троллейбусы и автобусы. Много на улице и разных кафе, магазинов, кинотеатр "Художественный", музеи, Кирха и конечно же сказочный теремок - детская картинная галерея.
На экране появляются фотографии с изображением улицы Куйбышева.
Вот мы наконец и на Театральной площади. Послушайте загадку :
Что за дом, волшебный дом
Музыку услышишь в нем
Пенье, танцы, плач и смех
Удовольствие для всех?
(Театр)
Ответы детей: Театр.
Воспитатель : Правильно - театр. Своим название театральная площадь обязана городскому Драматическому театру, построенному в 1888 г. Кто из вас сможет найти фотографию драм театра?
Дети находят фотографию с изображением Драм театра. Вклеивают ее в альбом. На экране появляется фотография с изображением храма "Христа Спасителя".
Как я уже сказала, здание драм театра было построено в 1888 году, а до этого на этом месте находился храм "Христа Спасителя". Именно его вы сейчас и видите на экране.
Совсем рядом с Театральной площадью имеется еще одна площадь, на которой находится театр "Оперы и балета". Кто из вас знает, как называется эта площадь?
Ответы детей: Площадь Куйбышева.
Дети находят фото с изображением площади Куйбышева, вклеивают ее в альбом. На экране появляется фото Соборной площади.
Воспитатель : Изначально площадь называлась "Соборной". Затем Собор был снесен, на его месте построили здание в котором сейчас располагается театр "Оперы и балета", установили памятник Куйбышеву, площадь переименовали в площадь Куйбышева. Сейчас это самая большая площадь в Европе. Является главной площадью нашего города. На ней проходят военные парады, праздники, соревнования, массовые народные гуляния и конечно праздничные салюты. Вот и мы с вами немного задержимся на нашей площади для того, чтобы сделать разминку.
Воспитатель : Какие вы молодцы. Теперь мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Это визитная карточка нашего города, его лицо - ведь именно на вокзал изначально попадают гости нашего города. давайте найдем фотографию с изображением нашего вокзала.
Дети находят фотографию с изображением железнодорожного вокзала, вклеивают ее в альбом.
Воспитатель : Посмотрите, какой он красивый. Сделан весь из стекла. А если вы подниметесь на самый верх, под купол вокзала, перед вами откроется прекрасная панорама нашего города.
На экране появляется фотография с изображением старого железнодорожного вокзала.
Воспитатель : Вот так выглядел наш вокзал раньше.
Вы наверное уже немного устали по этому мы с вами отправимся в Струковский парк, отдохнуть среди красивых деревьев, ярких цветников, послушать пение птиц. А воздух здесь какой свежий. Давайте вместе вдохнем с вами нашими носиками свежий воздух парка.
Дети делают глубокий вздох через нос.
Воспитатель : Ежегодно в этом парке проходят различные фестивали (цветов, прессы и т. д., шахматные турниры. А что больше всего вам нравиться в парке?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята давайте найдем фотографию Струковского парка и вклеим ее в наш альбом.
Дети находят фотографию, вклеивают ее в альбом. На экране появляется фотография с изображением входа в Струковский парк дореволюционного периода.
Воспитатель : А так выглядел вход в Струковский парк раньше.
В завершении нашей экскурсии мы с вами спустимся на набережную реки Волги - любимое место отдыха горожан. Это самая красивая набережная из всех городов Поволжья. Она протянулась на 5 км. На ней высажено более 100 различных видов цветов. Её украшают фонари, скульптуры, детские площадки. А как приятны вода и теплый песок пляжа, как радует глаз ход белого теплохода. Давайте подойдем к столу и наклеим оставшиеся фотографии с изображением набережной в наш альбом.
Дети вклеивают фотографии в альбом.
На экране появляются фотографии с изображением старой набережной.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим как выглядела набережная реки Волги раньше.
На экране появляется фотография с изображением старой набережной (вход на пристань, перевозчик городской переправы, Алексеевский спуск (Комсомольская, паром Беляна).
Воспитатель : Обратите внимание вход на пристань, сама пристань, паром - все было сделано из дерева. А какие интересные пароходы ходили по волге.
Предлагаю поиграть вам в игру "Прошлое и настоящее". Сейчас я разделю вас на 5 команд. Каждой команде я дам фотографию с изображением старой Самары, а вы посовещавшись должны будете сказать, что изображено на фотографии что на этом месте находится сейчас.
Дети играют. Фотографии старой Самары вклеиваются в альбом.
Воспитатель : Наша экскурсия подошла к концу. Мне хотелось бы задать вам вопрос. Какой вы видите наш город в будущем.
Ответы детей: Красивый, чистый, появятся новые машины, построят большие высокие здания и т. д.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы все сказали правильно. А как вы думаете мы сейчас можем помочь нашему городу выглядеть в дальнейшем красивым и чистым?
Ответы детей: Да.
Воспитатель : А как мы можем это сделать?
Ответы детей: Не бросать мусор на улицах, убираться около дома с родителями, не рисовать на домах.
Воспитатель : Правильно ребята. Наша экскурсия закончена, посмотрите какой альбом у нас получился. Еще, я вам предлагаю, с помощью красок и кисточек нарисовать нашу набережную.
В конце занятия дети рисуют набережную реки Волги.