МААМ-картинки

Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ

Ирина Ефремова
Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ.

Ефремова И. В. муз. руководитель МБДОУ №17.

21декабря 2020.

…Где бы ни был я вдали от родной округи,

Я тоскую в эти дни по весне на юге.

По курганам, по степи, по дорожным вехам,

что ни пешим не пройти, ни верхом проехать.

По горячим табунам, на степном раздолье

где пришлось когда-то нам воевать за волю.

А. Софронов!

Публикация «Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ» размещена в разделах

Региональный (казачий) компонент в содержании музыкально-эстетического образования дошкольников, направлен на создание условий по приобщению детей к истокам донской музыкальной культуры. Знакомство с музыкальной культурой Дона, а именно занятия песенным творчеством, происходит как во время запланированной образовательной деятельности, а также во время занятий фольклорного кружка. Много лет я разучиваю со старшими дошкольниками казачьи песни и практика показала, что исполнять их детям нелегко.

Разучивание казачьей песни требует серьезной предварительной подготовки детей. Важным этапом в этой работе является накопление детьми знаний о зарождении казачества, об отношении казака к своей семье, к обществу, государству.

Ознакомление с музыкальной культурой Донского края предполагает решение следующих задач:

1. Создание мотивационно - побудительной среды музыкального занятия (фильмы, фото, снимки, интернет);

2. Развитие активного музыкального восприятия посредством музыки донского края (пение ансамблей, видео ролики, записи концертов фольклорных коллективов);

3. Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление);

4. Формирование исполнительских навыков в области пения и движения.

5. Развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей.

Казачья народная песня входит в жизнь ребенка постепенно, увлекая своей красотой и правдивостью. Песенные жанры помогают раскрыть полноту жизни и переживаний Донских казаков: историческая песня, бытовая, военно-патриотическая, игровая, походная, свадебная, частушки. Женская лирическая песня, главной темой которой, была любовь, ожидание мужа с войны, со службы. С рождения, маленький ребенок слушал песни про подвиги казаков, колыбельные, бытовые веселые песни, которые напевали ему мама или умудренный жизнью дед – воин.

Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как мальчика: оно было тихое и домашнее, овеянное молитвами и радостью. С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось, что самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Выйдя замуж – она будет главой дома, и на ней будут держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Перво-наперво, по обычаю, мамки, няньки мыли девушку «смывали с дочушки заботы». И все это с песнями, добрыми пожеланиями. В это время отец, единственный мужчина, допускавшийся на обряд, ел «отцовскую кашу», специально насоленную, наперченную, политую горчицей. И есть должен был не морщась, дабы дочери меньше горького досталось в жизни. И съедал всю. Когда дочка начинала ходить, праздновали первый шаг, дарили ленточки «на первый бантик», гребенку «на косочку», платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать с раннего детства. Стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы, но была и особенная работа - нянчить младших братьев и сестер.

В программе фольклорного кружка есть песни, посвященные женщинам казачкам. Одна из них «Пчёлочка», где народ с любовью запечатлел образ казачки: матери, то ли жены, или сестры. Но песня живет много лет, любима всеми фольклорными коллективами и народом нашей России. Необыкновенная красивая песенка для исполнения детскими коллективами «У нашей у Дуни» - казачья народная песня. Игривая, веселая, зажигательная, в которой поется о трудолюбивой, заботливой, добродушной девочке. Детям легко понять содержание текста песни, почувствовать её характер. Некая сложность во время разучивания песни возникает при знакомстве с малознакомыми кличками животных: Ерёма, Ефросинья, Гаврила. И в то же время у детей повышается познавательный интерес к казачьим народным песням. В процессе разучивания песни обращаю внимание на ритмический рисунок и длительность звуков. Прохлопываем ритмический рисунок. Несколько раз проговариваем со словами без пения, так как в подвижном темпе надо одновременно произносить слова и не выделяться из общего звучания ансамбля.

Важно отметить, что открытая манера голосоведения отличает пение казачек от других этнических народностей.

Развитию музыкальных способностей детей (чувство ритма, ладовое чувство,

правильное интонирование) я уделяю внимание на каждом занятии. И в то же время происходит формирование исполнительских навыков в области пения и движения. Образ казачки привлекает юных певиц ансамбля, побуждает передать игривость, задор, артистичность. Красивая осанка, статность, сдержанные движения, внешний облик говорит о волевой, мудрой женщине. С девочками нашего ансамбля отрабатываем игровое движение руками «крылышки», которое украшает женскую группу певиц. Мальчики держатся на сцене строго, уверенно, держа большой палец левой руки за ремнем, а правая рука держит саблю (условно). В процессе работы над песней раскрепощаются движения у девочек, они становятся мягче, увереннее.

Фольклорный ансамбль, состоящий из дошкольников, не обладает силой звучания голосов, так как связки находятся в процессе роста и формирования. И сила звучания появляется от собранности и слаженности в момент пения. Есть такой методический пример, как проговаривание текста в быстром темпе, если исполняемое произведение нужно петь быстро. Иногда в песне использую сольное пение разных детей для нескольких куплетов. Если ребенок правильно интонирует, может передать содержание запева, это добавляет яркости, выразительности всей песне.

Работа над сольным пением требует внимания детей и их собранности. Исполнить нужно один маленький куплет песни самостоятельно, но ярко и красиво. Не всем детям это удается сделать сразу. На этот важный исполнительский момент уходит немало времени.

Чтобы песня ожила, нужно её как-бы сыграть. Каждый певец должен так исполнить песню, чтобы слушатели ему поверили и любовались каждым певцом ансамбля. Добавляет оригинальности, неповторимости песне

исполнение детьми танцевальных элементов: притопов, переменного шага, присядки, дробного шага. Звучание казачьей песни в исполнении детского коллектива должно сопровождаться аккомпанированием профессионального баяниста. Не каждый баянист- музыкант чувствует детей и может помочь маленьким певцам. Нашему коллективу аккомпанировали прекрасные баянисты нашего города: Журавлев А. И., Зацаренко С. Н. Сами дети, т. е. участники ансамбля учатся играть на ударных и шумовых инструментах. Это – бубен, ложки, трещотки, бубенцы, треугольник. В концертном исполнении это добавляет красоты и яркости звучания, колорита.

Систематические занятия в кружке позволяют детям выучить 5- 6 песен за учебный период с сентября по июнь. И поучаствовать в осеннем празднике «Ярмарка» .

Результатом проделанной работы можно считать желание детей исполнять казачьи песни, участвовать в праздниках, посещать концерты знаменитых фольклорных коллективов и музыкантов.

Мне, как руководителю фольклорного ансамбля приятно видеть уверенных, активных, улыбающихся при встрече с музыкой, детей. Нельзя без знакомства с музыкальной культурой малой Родины, полюбить прекрасный Донской край, природу наших предков, узнать историю своего народа.

Публикации по теме:

«Как на масляной неделе». Фоторепортаж. Мои впечатления о фольклорном празднике«Как на масляной неделе». Фоторепортаж. Мои впечатления о фольклорном празднике Приглашаю на развлекательную интерактивную фольклорную программу «Как на масляной неделе» в «Доме царя Берендея». На резном крыльце.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группеКонспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Фотоотчет о фольклорном крымскотатарском празднике для детей старшей группы «Дервиза»Фотоотчет о фольклорном крымскотатарском празднике для детей старшей группы «Дервиза» 22 сентября в день солнечного равноденствия празднуется праздник – Дервиза. Это праздник урожая и плодородия, ещё этот день знаменует о.

Фотоотчет о фольклорном празднике «Кубанская ярмарка — самая красивая и яркая!»Фотоотчет о фольклорном празднике «Кубанская ярмарка — самая красивая и яркая!» Фотоотчет с Фольклорного праздника «Кубанская ярмарка — самая красивая и яркая!» Хочу предложить своим коллегам-маамовцам фотоотчет о проведении.

Фотоотчет о фольклорном празднике «Жаворонки»Фотоотчет о фольклорном празднике «Жаворонки» Цель: Познакомить детей с народными праздниками, подготовкой и проведением. Знакомство с народными обычаями, обрядами, народными играми,.

Фотоотчет о казачьем фольклорном празднике «Широкая Масленица»Фотоотчет о казачьем фольклорном празднике «Широкая Масленица» "Широкая Масленица " казачий фольклорный праздник. (общий праздник для всех групп детского сада) А земля-то донская русским духом объятая,.

Сценарий осеннего праздника в фольклорном стиле «Капустная вечеринка»Сценарий осеннего праздника в фольклорном стиле «Капустная вечеринка» Входят дети в зал, украшенный в русском стиле, с элементами осени. Выстраиваются полукругом. Вед (она же Хозяюшка). Как у наших у ворот.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя» Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная. Цели: развитие логического мышления.

Разучивание песен с детьми начальной школы. Мастер класс.Разучивание песен с детьми начальной школы. Мастер класс. Разучивание песен с детьми начальной школы. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня.

Разучивание стихотворения В. Степанова «Продавец» с использованием мнемотаблицыРазучивание стихотворения В. Степанова «Продавец» с использованием мнемотаблицы «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ
Опубликовано: 5 января 2021 в 11:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ефремова (УИ 1355537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД