Ирина Ефремова
Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ.
Ефремова И. В. муз. руководитель МБДОУ №17.
21декабря 2020.
…Где бы ни был я вдали от родной округи,
Я тоскую в эти дни по весне на юге.
По курганам, по степи, по дорожным вехам,
что ни пешим не пройти, ни верхом проехать.
По горячим табунам, на степном раздолье
где пришлось когда-то нам воевать за волю.
А. Софронов!
Публикация «Разучивание народных песен в фольклорном ансамбле ДОУ» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Региональный (казачий) компонент в содержании музыкально-эстетического образования дошкольников, направлен на создание условий по приобщению детей к истокам донской музыкальной культуры. Знакомство с музыкальной культурой Дона, а именно занятия песенным творчеством, происходит как во время запланированной образовательной деятельности, а также во время занятий фольклорного кружка. Много лет я разучиваю со старшими дошкольниками казачьи песни и практика показала, что исполнять их детям нелегко.
Разучивание казачьей песни требует серьезной предварительной подготовки детей. Важным этапом в этой работе является накопление детьми знаний о зарождении казачества, об отношении казака к своей семье, к обществу, государству.
Ознакомление с музыкальной культурой Донского края предполагает решение следующих задач:
1. Создание мотивационно - побудительной среды музыкального занятия (фильмы, фото, снимки, интернет);
2. Развитие активного музыкального восприятия посредством музыки донского края (пение ансамблей, видео ролики, записи концертов фольклорных коллективов);
3. Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление);
4. Формирование исполнительских навыков в области пения и движения.
5. Развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей.
Казачья народная песня входит в жизнь ребенка постепенно, увлекая своей красотой и правдивостью. Песенные жанры помогают раскрыть полноту жизни и переживаний Донских казаков: историческая песня, бытовая, военно-патриотическая, игровая, походная, свадебная, частушки. Женская лирическая песня, главной темой которой, была любовь, ожидание мужа с войны, со службы. С рождения, маленький ребенок слушал песни про подвиги казаков, колыбельные, бытовые веселые песни, которые напевали ему мама или умудренный жизнью дед – воин.
Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как мальчика: оно было тихое и домашнее, овеянное молитвами и радостью. С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось, что самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Выйдя замуж – она будет главой дома, и на ней будут держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Перво-наперво, по обычаю, мамки, няньки мыли девушку «смывали с дочушки заботы». И все это с песнями, добрыми пожеланиями. В это время отец, единственный мужчина, допускавшийся на обряд, ел «отцовскую кашу», специально насоленную, наперченную, политую горчицей. И есть должен был не морщась, дабы дочери меньше горького досталось в жизни. И съедал всю. Когда дочка начинала ходить, праздновали первый шаг, дарили ленточки «на первый бантик», гребенку «на косочку», платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать с раннего детства. Стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы, но была и особенная работа - нянчить младших братьев и сестер.
В программе фольклорного кружка есть песни, посвященные женщинам казачкам. Одна из них «Пчёлочка», где народ с любовью запечатлел образ казачки: матери, то ли жены, или сестры. Но песня живет много лет, любима всеми фольклорными коллективами и народом нашей России. Необыкновенная красивая песенка для исполнения детскими коллективами «У нашей у Дуни» - казачья народная песня. Игривая, веселая, зажигательная, в которой поется о трудолюбивой, заботливой, добродушной девочке. Детям легко понять содержание текста песни, почувствовать её характер. Некая сложность во время разучивания песни возникает при знакомстве с малознакомыми кличками животных: Ерёма, Ефросинья, Гаврила. И в то же время у детей повышается познавательный интерес к казачьим народным песням. В процессе разучивания песни обращаю внимание на ритмический рисунок и длительность звуков. Прохлопываем ритмический рисунок. Несколько раз проговариваем со словами без пения, так как в подвижном темпе надо одновременно произносить слова и не выделяться из общего звучания ансамбля.
Важно отметить, что открытая манера голосоведения отличает пение казачек от других этнических народностей.
Развитию музыкальных способностей детей (чувство ритма, ладовое чувство,
правильное интонирование) я уделяю внимание на каждом занятии. И в то же время происходит формирование исполнительских навыков в области пения и движения. Образ казачки привлекает юных певиц ансамбля, побуждает передать игривость, задор, артистичность. Красивая осанка, статность, сдержанные движения, внешний облик говорит о волевой, мудрой женщине. С девочками нашего ансамбля отрабатываем игровое движение руками «крылышки», которое украшает женскую группу певиц. Мальчики держатся на сцене строго, уверенно, держа большой палец левой руки за ремнем, а правая рука держит саблю (условно). В процессе работы над песней раскрепощаются движения у девочек, они становятся мягче, увереннее.
Фольклорный ансамбль, состоящий из дошкольников, не обладает силой звучания голосов, так как связки находятся в процессе роста и формирования. И сила звучания появляется от собранности и слаженности в момент пения. Есть такой методический пример, как проговаривание текста в быстром темпе, если исполняемое произведение нужно петь быстро. Иногда в песне использую сольное пение разных детей для нескольких куплетов. Если ребенок правильно интонирует, может передать содержание запева, это добавляет яркости, выразительности всей песне.
Работа над сольным пением требует внимания детей и их собранности. Исполнить нужно один маленький куплет песни самостоятельно, но ярко и красиво. Не всем детям это удается сделать сразу. На этот важный исполнительский момент уходит немало времени.
Чтобы песня ожила, нужно её как-бы сыграть. Каждый певец должен так исполнить песню, чтобы слушатели ему поверили и любовались каждым певцом ансамбля. Добавляет оригинальности, неповторимости песне
исполнение детьми танцевальных элементов: притопов, переменного шага, присядки, дробного шага. Звучание казачьей песни в исполнении детского коллектива должно сопровождаться аккомпанированием профессионального баяниста. Не каждый баянист- музыкант чувствует детей и может помочь маленьким певцам. Нашему коллективу аккомпанировали прекрасные баянисты нашего города: Журавлев А. И., Зацаренко С. Н. Сами дети, т. е. участники ансамбля учатся играть на ударных и шумовых инструментах. Это – бубен, ложки, трещотки, бубенцы, треугольник. В концертном исполнении это добавляет красоты и яркости звучания, колорита.
Систематические занятия в кружке позволяют детям выучить 5- 6 песен за учебный период с сентября по июнь. И поучаствовать в осеннем празднике «Ярмарка» .
Результатом проделанной работы можно считать желание детей исполнять казачьи песни, участвовать в праздниках, посещать концерты знаменитых фольклорных коллективов и музыкантов.
Мне, как руководителю фольклорного ансамбля приятно видеть уверенных, активных, улыбающихся при встрече с музыкой, детей. Нельзя без знакомства с музыкальной культурой малой Родины, полюбить прекрасный Донской край, природу наших предков, узнать историю своего народа.