Ольга Юмаева
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Удивительный мир чашки» (по Савенкову)
Удивительный мир чашки
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ФФНР в подготовительной группе
Тема: «Удивительный мир чашки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1) «Познавательное развитие»
- формировать мотивацию на познавательную деятельность;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
2) «Речевое развитие»
Публикация «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД „Удивительный мир чашки“ (по Савенкову)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- формировать фонематический слух.
3) «Социально-коммуникативное развитие»
- развивать социальный и эмоциональный интеллект;
- формировать навык становления самостоятельности;
- формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
4) «Художественно-эстетическое развитие»
- развивать предпосылки восприятия детей через рассматривание картин;
- формировать элементарные представления о видах искусств посредством художественного слова.
5) «Физическое развитие»
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.
Методы и приемы:
- практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи логопеда;
- наглядные: прием демонстрации объекта, прием, направленный на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств;
- словесные: беседа, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: иллюстрации, детская энциклопедия, Н. В. Чудаков «Я познаю мир» («Культура», «История», «Химия», А. Ликум «Скажи мне, почему» (т. 1, 4); карточки двух видов по методике Савенкова А. И. ; чашки, разные по форме, цвету, величине, назначению; ноутбук, фломастеры, стикеры.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи М. Зотова «Старая чашка».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки.
Игровая Игровые ситуации.
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты.
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы
Музыкальная
Слушание, игра на детских музыкальных инструментах, драматизации.
Изобразительная
Рисование, творческие проекты.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Обсуждение.
Логика образовательной деятельности
Деятельность учителя-логопеда / Деятельность воспитанников / Ожидаемые результаты
Учитель-логопед, заходя в кабинет, удивляется разложенным тематическим карточкам на столе и побуждает детей к выбору темы. Дети проходят в кабинет и рассматривают картинки–темы исследований. Увидев на одной картинке чашку, вспоминают прослушанную ими вчера аудиозапись сказки М. Зотова «Старая чашка». Сформирована мотивация на познавательную деятельность.
Учитель-логопед уточняет, какие герои в сказке.
Дети рассказывают, что в сказке главная героиня – старая чашка. Одна из картинок, представленная на столе, очень её напоминает.
Сформирована грамматически правильная диалогическая речь
Учитель-логопед подхватывает идею схожести с чашкой на картинке (остальные картинки убирает, выдвигает гипотезу о том, что чашка бывает только с рисунком «яблочки», как на картинке. Дети отвечают, что на чашках могут быть и другие рисунки.
Учитель-логопед предлагает детям доказать это, узнать о свойствах чашки, и уточняет, какие способы поиска информации могут помочь. Воспитанники предлагают свои «методы» поиска информации: из интернета, наблюдая, из книг, уточнить у специалистов, друг у друга, поэкспериментировать, в конце предложили подумать самим. Сформирован навык развития социального и эмоционального интеллекта.
Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционное упражнение «Чашечка». Дети выполняют артикуляционное упражнение. Сформирован навык артикуляционной моторики.
Учитель-логопед направляет детей на самостоятельный поиск информации, предлагает обобщить и расставить приоритеты над методами поиска. Воспитанники обсуждают и совместно выбирают последовательность предложенных ими методов: от первостепенного к второстепенному и т. д.
Вначале предлагается обдумать самому, затем спросить друг друга, понаблюдать, посмотреть в книгах, в интернете, поэкспериментировать, уточнить у специалиста.
Дети самостоятельно начинают поиск информации.
Этому способствуют заранее подготовленный материал в книгах, открыта страничка в интернете; некоторые дети уточняют детали у персонала детского сада: у медицинской сестры, няни.
Сформирован навык становления самостоятельности.
Развит интеллектуально-творческий потенциал личности детей.
Развиты предпосылки восприятия детей через рассматривание картин.
Сформированы элементарные представления о видах искусств посредством художественного слова.
Учитель-логопед зачитывает юным исследователям некую информацию из книг. Дети внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
Сформировано восприятие художественной литературы. Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия словесного искусства. Сформирована грамматически правильная диалогическая речь.
Педагог в игровой форме предлагает детям игру «Какая чашка?»
Учитель-логопед выставляет на стол чашки разные по цвету, форме, назначению и выполненные из разных материалов.
Педагог предлагает детям посмотреть на размеры кофейной и чайной чашки.
В прочитанной учителем-логопедом книге есть информация о том, что каждая чашка по-своему «поёт». Дети рассматривают чашки, трогают их, отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Воспитанники определяют различие чашек по весу (фарфоровая и глиняная); по форме, по цвету, рисунку, назначению (кофейная, чайная).
Дети обращали внимание на слегка потрескавшиеся края старой чашки и совершенно гладкие – у новой.
Воспитанники проводят эксперимент с ложкой: ударяя слегка по внутренней стенке каждой чашки.
Закреплен навык словообразования качественных прилагательных.
Сформирован навык представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Сформирован навык фонематического слуха.
Учитель-логопед напоминает детям, что необходимо схематически зафиксировать на «листиках-помощниках» свои находки. На столе разложены листики, фломастеры для пиктографического письма. Воспитанники записывают значками и символами на листочках полученную информацию.
Развито ассоциативное мышление и творческие способности.
Педагог предлагает детям немного отдохнуть - выполнить пальчиковую гимнастику.
Дети повторяют за педагогом, загибая пальчики:
Раз ромашка, два ромашка –
Вся в цветах у мамы чашка!
Развита мелкая моторика рук.
Учитель-логопед помогает детям сгруппировать полученные ими данные Воспитанники обмениваются информацией.
Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Педагог интересуется. Что же интересного дети узнали о чашке.
Все пиктограммы раскладываются на стол, схожие пиктограммы группируются, обсуждаются детьми.
Развито мышление, творческие способности, речь ребенка.
Учитель-логопед предлагает воспитаннику (по желанию) рассказать о полученной информации. Для этого докладчик одевает атрибуты – академический головной убор и мантию. Докладчик рассказывает о свойствах чашки: «Удивительный мир чашки», пользуясь своими пиктограммами.
Сформирован навык эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Учитель-логопед предлагает детям добавить не услышанный от докладчика материал. Воспитанники делятся своим «багажом» знаний. Уточнения детей более глубокие и содержательные, развернутые.
В завершение педагог рекомендует детям нарисовать дома рисунок понравившейся чашки; при желании – собрать дополнительный материал в папку «ученого». Дети обсуждают, какие чашки можно нарисовать.
Подведение итога - что нового узнали дети на занятии.