Светлана Светалкина
Рассказывание как средство обучения детей связанной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли
В тоже время речь детей должна быть живой непосредственной, выразительной
Таким образом, связанная речь – это развернутое изложение определенного,
Содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно.
Развитие связанной речи детей включает решение других частных задач
Обучения родному языку :
Публикация «Рассказывание как средство обучения детей связанной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
1. Словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает)
(выразитьмысль наиболее точно и полно).
2. формирование грамматического строя речи. (умение выражать свои мысли
простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические
формы рода, числа, падежа).
3. воспитание звуковой культуры речи. (речь должна быть внятной, четкой,
выразительной).
Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом
пассивном словаре, пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла. Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности- умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях дети учиться называть предметы, их признаки, действие, состояния, затем включают их в простейшее описание. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, а затем воспитатель предлагает рассказывать про Таню, что она будет делать дальше.
При рассмотрении картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Например, по картине «Катаемся на санках» задает вопрос: «Какое время здесь изображено?» ,«Зима». Предлагается подсказать окончания высказываний : «Зимой холодно, а летом?» (тепло). Один мальчик на картине большой, а другой?
(маленький). Подобные занятия расширяют представления детей, запас слов.
В том числе и с противоположным значением.
На последующих занятиях дети рассматривают игрушки, называют предметы, их качества, действия, сравнивают игрушки.
Воспитатель с помощью вопросов побуждает их рассказывать про куклу :
Как ее зовут? Какая она? Как одета?
Таким образом, начиная с младшей группы, дети от отдельных словарных упражнений переходят к построению коротких связанных высказываний.
В средней группе активизация словаря оказывает еще большее влияние на развития связанной речи.
Детям дают задания на активизацию словаря и тут же предлагают задание на описание или рассказывание, так как важно не отделять их во времени.
Назвав отдельные предметы, их признаки, действие дети сразу же составляют описание игрушки (предмета, повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде,в виде связанного высказывания. Так вырабатывается навык составлять небольшое связанное высказывание.
В средней группе углубляется работа над подбором слов, близким по смыслу
(синонимов) и слов противоположных по значению (антонимов).
Воспитатель, используя ответы детей, составляет небольшой рассказ или описание. Дети упражняются в умении точно обозначить признаки предметов, сравнивать их, находя сходство и различие, составлять по образу небольшие сюжетные рассказы.
Особенно четко прослеживается эта работа в старшей группе. Упражнения на активизацию словаря в занятиях проводятся при анализе литературного произведения (занятие по пересказыванию, при рассматривании картины или игрушки. Эти занятия важно проводить на единой тематике.
Принципы единого содержания являются очень важным, так как внимания детей не отвлекается на новые персонажи и пособия.
Когда на знакомом лексическом материале проводится грамматические, лексические и фонетические упражнения, переход к построению связанного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
В дальнейшем дети используют усвоенные речевые навыки,при ознакомлении с новыми объектами, оперируя грамматическими формами и лексикой в самостоятельном высказывание.
На занятиях по пересказыванию литературного произведения (рассказ) словарные упражнения непосредственно включаются в анализ текста.
На занятиях с использованием картины так же проводится обучение детей рассказыванию, активизируется и расширяется словарный запас.
Рассуждения необходимы на таких занятиях, когда дети готовятся к составлению рассказов.
Правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить детей пользоваться распространенными ответами, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Комплексный подход к речевому развитию прослеживается и в подготовительной к школе группе.
Словарные задачи включаются в занятию по пересказу литературных произведений, рассказывание по картинке (или игрушке) и в самостоятельном рассказывание.
Один раз в квартал производится специальные занятия по словарной работе, где дети закрепляют полученные навыки и учатся подбирать синонимы и антонимы не только в контексте, но и изолированными словами.
От занятия к занятию задания усложняются. Словарный запас увеличивается,и дети начинают свободно подбирать наиболее точные слова при характеристике предмета, персонажа, их действий и качеств.
Иногда дети вставляют в свои рассуждения слова, подобные на занятии при выполнении упражнений, а иногда вспоминали из прошлых занятий.
Постепенно они учатся характеризовать предмет, подбирая синонимы и антонимы (Морковка - сладкая, вкусная, сочная)
Дети включают в рассказы описание времен года, или погоды, описания леса, неба и т. д. Сначала это проявляется только в отдельных упражнениях, а затем дети переносят усвоенные умения и навыки в более сложную словесную деятельность - связанную речь.
Литература:
1. Н. Н. Подьякова. Ф. А. Сохина. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1984г.
2. Ф. А. Сохина. Методика развития речи детей. - М. Просвещение,1979 г.
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования» исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района РТ
Доклад из опыта работы
«Рассказывание – как средство
обучения детей связанной речи»
Муниципального Бюджетного дошкольного
Образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 66»
Составила: Воспитатель
Светалкина Светлана Николаевна
Республика Татарстан
Г. Нижнекамск
2013год.