Александра Львова
Радость творчества-прямой путь к здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развития способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Психологическое здоровье также одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психологического развития на всем протяжении его жизненного пути.
Публикация «Радость творчества-прямой путь к здоровью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирование эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни.
Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинно детскую самодеятельность, являющуюся источником творчества и психологического здоровья.
В поисках новых методов и технологий я обратилась к программе Лыковой И. А. «Цветные ладошки», по которой работаю на протяжении полутора лет.
Считаю, что эта программа является самой актуальной и развивающей, в которой сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.
Так как традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие – в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка, Лыкова И. А. предлагает интеграцию разных видов изобразительных искусств в художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации простейшие линии и формы превращаются в настоящие маленькие произведения искусства.
Детям предоставляется возможность отступить от стандартов в поиске замыслов, самим выбрать материалы, техники и способы выполнения работы.
Дети с огромным удовольствием экспериментируют с материалом, создают эмоционально – выразительные образы.
Выполненные работы мы используем для украшения интерьера помещений детского сада.
Интеграция видов деятельности дает простор для дальнейшего творчества и безграничной фантазии.
Изучив и проанализировав, пришла к выводу, что творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться».
Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем расска-зать о них.
Открывается путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.
Поэтому моя цель – помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.
Существует много приемов изобразительной деятельности, используемых мною, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков, создать атмосферу психологического комфорта.
На занятиях по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. мною используются как традиционные техники рисования, лепки, так и нетрадиционные, о которых я расскажу более подробно.
Техника «Марания». В буквальном понимании «марать» значит – «пачкать, грязнить». В нашем случае речь идёт о спонтанных рисунках, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний и размазываний, они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии или акватуши).
При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают воз-можность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым ре-зультатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Известная всем работникам детских садов «кляксография» - это ва-риант монотипии.
Во время занятий монотипией происходит естественная концентрация внимания, включение воображения и ассоциативного мышления, высвобождение образов сознания и подсознания.
Штриховка – это графика. Изображение создаётся без красок с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимают ритмичное и хаотичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта.
Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индиви-дуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:
- свобода от двигательных ограничений;
- свобода от культурного влияния;
- свобода от социального давления;
- отсутствие проблем эквивалентных форм.
Техника «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисо-вания: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Описанный приём используется для профилактики и коррекции тре-вожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям.
Дети рисуют мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губ-ками, зубными щётками, палочками, нитками, ластиками и т. д.
Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служат знаком вовлечённости в творческую деятельность, успешности адаптацион-ного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Во время творческих действий с газетами и скотчем создаётся образ, вызывающий положительный отклик у ребёнка. даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», а из Ничего создаётся Что-то. Из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребёнка возрождается Личность.
Надо сказать, что изобразительная деятельность очень интересна и полезна для ребенка дошкольника.
Все перечисленные техники рисования относятся к изотерапии, лечебному воздействию, коррекции посредством изобразительной деятельности.
Которая, в свою очередь являются одним из видов арт-терапии, метода психологической работы, использующего возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Это забота о душе с помощью искусства, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности.
Перед тем как приступить к решению задач, стоящих перед детьми по программе «Цветные ладошки» Лыковой И. А., совместно с педагогом – психологом был проведен ряд диагностических обследований для выявления уровня развития детей.
Результаты представлены на диаграмме:
Возможности детей оценивала по следующим критериям:
1. Выявить уровень художественных способностей;
2. Умение самостоятельно реализовать творческую задачу;
3. Способность к интеграции;
4. Готовность к художественному отображению своих впечатлений;
5. Выявление эмоционального благополучия.
Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разносто-роннему развитию личности ребенка».
Так как через творчество происходит осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивается их внимание, усиливается ощущение собственной личной ценности, повышается художественная компетентность.
Изобразительная деятельность способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.