Клавдия Убушаева
Работа с родителями «Проблемы межнационального взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
п. Комсомольский, 2015 г.
Россия – не единая раса,
и в этом ее сила. Россия –
это единство в разности,
полихромия, полифония.
Н. Рерих.
В современное время особенно остро обозначилась проблема межнационального взаимодействия. Республика Калмыкия – многонациональный регион, в котором в мире и согласии проживают представители более 90 национальностей, в последнее время усилились и миграционные процессы. Группы нашего детского сада смешанного состава, садик посещают дети разных национальностей: калмыки, чеченцы, русские, татары, аварцы, даргинцы.
Публикация «Работа с родителями „Проблемы межнационального взаимодействия“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Одна из основных задач воспитателя – это воспитание толерантности, уважения и ценностного отношения к калмыцкой национальной культуре и культуре тех этносов, представителями которых являются воспитанники.
ФГОС ДО одной из основных задач определяет обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
В основе моей работы по взаимодействию с семьями воспитанников группы смешанного этнического состава лежат следующие принципы: приобщение детей к социокультурным нормам каждого из этносов, представленных в группе, к традициям семей, общества и государства, учет особенностей этнокультур в развитии дошкольников.
Основные задачи моей работы :
- повышение профессиональной компетентности в области этнопедагогики, этнопсихологии (семинары, курсы, создание информационного банка, библиотека специальной литературы, методические разработки, анкеты для родителей);
- обеспечение психолого - педагогической поддержки, сопровождение семей в вопросах развития и образования в группе;
- привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и социализации ребенка;
- обогащение развивающей предметной среды интеркультурными компонентами.
- развитие речи у дошкольников.
Самое главное, понять уникальность этой группы дошкольников и возможность воспитания детей в нравственном, патриотическом и гражданском направлении.
Основные направления работы с семьями воспитанников группы:
1. Знакомство и организация общения родителей этнически неоднородного детского коллектива.
Формы работы : вечер знакомств в нетрадиционной форме, родительское собрание, где разъясняются дополнительные воспитательные возможности; речевое развитие личности каждого ребенка на основе общечеловеческих ценностей: добра, честности, уважения к старшим, любви к своей семье, Родине.
В ходе общения родителей формируются доброжелательные отношения между представителями различных этносов с установкой на сотрудничество, сплочение родительского коллектива. Во время работы придерживаюсь индивидуально- дифференцированного подхода к участникам взаимодействия.
2. Консультационная работа с семьями воспитанников по вопросам образования, воспитания, просвещение родителей с акцентом на схожести и различия в национально-педагогических традициях и обычаях. Применяются нетрадиционные, активные, интерактивные формы и методы. Это круглые столы: «Роль матери и отца в воспитании детей», «Традиции народного воспитания детей в семьях», деловая игра «Как становятся мужчинами», тематические выставки, творческие мастерские, консультации «Приучение ребенка к труду», «Наказание детей», выпуск газеты «Нарна зянг» (я являюсь ответственным редактором).
3. Индивидуальная педагогическая помощь семьям в вопросах воспитания. Востребован опыт родителей, которые оказались в похожей ситуации и могут поделиться этим опытом (Родительское собрание – решение ситуации, связанных с воспитанием детей).
Каждая из представленных в ФГОС ДО образовательных областей может обогащаться с учетом и на основе культурного наследия национальностей, представленных в детском коллективе.
• Социально – коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Формы работы разнообразны : выпуск семейных газет, создание семейных альбомов, совместные праздники, выставки совместных поделок, развлечения и трудовые дела с участие родителей. Тематика мероприятий ориентирована на каждую из национальных культур и приурочена к международным и национальным праздникам(«Цаган – Сар», «Масленница», «Ураза – байрам» и т. д.).
Работа по организации и проведению мероприятий способствует общению педагогов, детей, родителей, установлению положительных межличностных отношений, развитию различных форм сотрудничества.
•
• Познавательное развитие – это развитие любознательности, познавательной мотивации, творческой активности и нацелено на формирование представлений о малой родине и об Отечестве, о многообразии стран и народов России, мира. Непосредственная образовательная деятельность (НОД, некоторые режимные моменты учитывают специфику этнонеоднородного детского коллектива. Ребенок с 4-х лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. При активном взаимодействии с семьями воспитанников знакомлю дошкольников с особенностями быта, жизненного уклада, семейных ценностей, традиций каждого из этносов, представленных в детском коллективе. Формы организаций работы : фотовыставки, «древо семьи», семейный альбом, книга памяти, конкурсы рисунков, альбомов :»Моя Калмыкия», «Дагестан – родина гор», «Современная Чечня» и т. д. Все это способствует развитию интереса к культурам разных народов, обогащает представления дошкольников о нашей стране.
• Речевое развитие – это владение речью, как средством общения и культуры. Наши усилия направлены на помощь в развитии русской речи у нерусскоговорящих детей, в изучении калмыцкого языка группы детей титульной национальности и нетитульной национальности. Очень важна работа с родителями по созданию языковой среды дома, умению организовать ситуации общения, имеющие воспитательный потенциал.
• Художественно – эстетическое развитие осуществляем с опорой на музыкальные и литературные произведения национальных культур.
• Физическое воспитание осуществляется в контексте национальных традиций: народные игры, праздники, обряды, используем опыт здоровьесберегающей деятельности.
Неотъемлемая часть работы – обогащение развивающей предметной среды интеркультурными компонентами – оформление теневых навесов в национальном стиле, предметы народно – прикладного искусства, выставки, книги, альбомы, игрушки и т. д., отражающие особенности каждой из культур. Мы создаем условия для самостоятельной творческой и художественной деятельности детей (рисование, лепка, макетирование, роспись и др., учитывающих национальные особенности.
Одним из факторов повышения качества дошкольного образования является социальное партнерство. В воспитании детей принимают участие те организации, которые владеют необходимыми ресурсами. Мы реализуем совместный экологический проект с заповедником «Черные земли» «Берегите природу», с детской библиотекой проект «Наша Родина – Россия». Планируем совместно с отделом культуры реализовать проект «Танцы народов мира», с ДЮСШ проект «Национальные игры». На базе средней группы работает танцевальный кружок «Нарн». Родители наших детей принимают активное участие в реализации этих проектов.
Для успешного воспитания детей необходимы два важнейших средства:
1. Организация системы жизнедеятельности детей, пронизанной положительными межличностными отношениями.
2. Создание специальной среды, которая способствует социализации и воспитанию детей. Это специальная среда, которая характеризуется единством устремлений, эффективной совместной деятельностью детей, родителей, воспитателя.
За время моей работы в группе сложились гуманные, добрые отношения между родителями, детьми. Формирую благоприятный морально – психологический климат, укрепляю и развиваю отношения «Воспитатель – ребенок», «Ребенок – родитель», «Воспитатель – родитель», реализую идею сотрудничества, толерантности, воспитание детей в любви, в мире добра и красоты, развиваю каждого ребенка с учетом их индивидуальных способностей, интересов.