Надежда Пось
Консультация «Работа с детьми, привлекающими внимание»
▼ Скачать + Заказать документы
«АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»
Работа с детьми привлекающими к себе внимание
Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 74
Пось Надежда Алексеевна
Педагогические ситуации являются неотъемлемой частью работы любого педагога. Есть ситуации обычные – анализ и алгоритм действия в которых не вызывает у педагога трудностей. А есть ситуации нестандартные, проблемные, требующие более тщательного анализа, индивидуального подхода. Зачастую начинающие педагоги в подобных ситуациях теряются, не зная, что делать, ситуация в группе порой выходит из-под контроля и начинающий педагог разочаровывается в выбранной профессии. Чтобы избежать подобных результатов попробуем разобрать несколько проблемных ситуаций и способы их разрешения.
Публикация «Консультация „Работа с детьми, привлекающими внимание“» размещена в разделах
Одной из частых проблем на занятии является проблема «плохого» поведения, непослушания ребёнка. Под «плохим поведением» подразумеваются любые виды неадаптированного поведения. К ним относятся: баловство, игнорирование педагога, действие «на зло», неуверенность в себе, страх взаимодействия в команде и т. п. Как правило педагоги действуют по одному из трёх сценариев в подобных случаях. Первый связан с позицией невмешательства. Педагоги, действующие по такому сценарию, руководствуются принципом «само пройдёт», рассчитывая на то, что ребёнок со временем поймёт правила взаимодействия и его поведение нормализуется. Второй вариант достаточно авторитарный. Смысл его сводится к подавлению любого проявления непослушания. И третий сценарий – сценарий, основанный на принципах партнёрского взаимодействия. Педагоги, действующие по этому принципу, осознают необходимость включенности обеих сторон для нормализации ситуации в группе. Плюсом данной стратегии является наличие свободы выбора. Ребёнок в этом случае учится анализировать свои поступки, видит причинно-следственную связь, сам осознаёт необходимость проявления волевых усилий, а следовательно, происходит процесс развития личностных качеств ребёнка.
Анализируя все три стратегии можно заметить, что только третий сценарий педагогического взаимодействия с детьми будет способствовать коррекции поведения, и окажет положительное влияние на формирование личности ребёнка.
Выбирая последний сценарий для решения конкретной проблемной ситуации педагогу необходимо научиться:
1. Распознавать истинную цель поведения ребёнка.
2. Исходя из цели определить способ воздействия на ситуацию, чтобы нормализовать поведение в группе.
3. Определить стратегию своего поведения, способствующую снижению числа поведенческих нарушений у каждого конкретного ребёнка в будущем.
Что касается цели поведения, нужно отметить, что ребёнок, нарушая дисциплину, как правило неосознанно преследует одну из четырё х целей:
- привлекает внимание
- пытается стать главным в группе
- испытывает антипатию к педагогу и делает на зло
- пытается избегать неудачи
В данной консультации разберём ситуацию, в которой ребёнок нарушает дисциплину с целью привлечения внимания и стратегии поведения педагога для нормализации поведения в группе. Нужно отметить, что привлекать внимание ребёнок может как в активной (как правило демонстрируется театральное поведение) так и в пассивной форме (ребёнок делает всё крайне медленно, демонстрируя нежелание делать что-либо). Причиной поведения направленного на привлечение внимания является отсутствие этого внимания со стороны взрослых, ребёнок с детства привык, что на него обращают внимание в том случае, когда он сделал что-то не правильное, разрушительное, то за чем следует незамедлительная реакция взрослых (наказание, крики – своеобразное такое внимание).
Например: Ваня на занятии по развитию речи постоянно гримасничает, закатывает глаза, изображает различные ужимки и звуки. Всё это вызывает смех среди его сверстников. В итоге воспитатель вынужден прервать занятие, повысить голос на Ваню. А Ваня доволен. Он получил внимание как со стороны сверстников так и со стороны педагога. Скорее всего на следующем занятии Ваня снова будет корчить рожи.
Переломить ход данной ситуации можно, используя разные виды техник:
1. Минимизация внимания. По ходу занятия максимальное количество внимания должны получить от педагога дети, демонстрирующие примерное поведение. Дети, нарушающие дисциплину с целью получения внимания должны получить его как можно меньше. Таким образом у ребёнка должна разрушиться связь «плохое поведение-максимум внимания» и сформироваться новая «Хорошее поведение-максимум внимания»
- Тактильный контакт (педагог может подойти к ребёнку, дотронуться до плеча и продолжить своё занятие, обратившись с похвалой к детям, которые ведут себя примерно)
- Контакт глазами (ребёнок видит пристальный взгляд педагога, и понимает, чем удостоен этого взгляда. Как правило поведение ребёнка нормализуется)
- Упоминание имени (педагог, не прекращая хода занятия, обращается к ребёнку по имени и продолжает свою речь. Например: И вот лисичка, Ванечка, отправилась в избушку к зайцу. Ребёнок получает долю внимания и успокаивается)
2. Разрешающая стратегия.
Суть данной стратегии состоит в том, чтобы уничтожить всю прелесть избранного непоседой способа для привлечения внимания. В ситуации, приведённой выше, педагог может поддержать идею гримасничанья и разрешить гримасничать всем детям. Например: можно объявить «пятиминутку кривляния». Кривляться можно ровно пять минут. Если через минуту детям надоело кривляться, то педагог настаивает на том, чтобы продолжить кривляния и гримасы, пока не выйдет время. Обычно детям это быстро надоедает, больше они кривляться на занятии не будут. А хулиган потеряет интерес к подобному способу привлечения внимания, потому что он уже не единственный.
3. Стратегия неожиданности.
Данная стратегия работает по принципу переключения внимания. Здесь можно использовать такие методы как: перейти на шёпот, использовать музыкальный или шумовой звук, изменять силу и высоту голоса, начать диалог с доской (дети обычно смеются в таких ситуациях и переключают своё внимание с хулигана на педагога)
4. Стратегия отвлечения.
Никто не может делать два дела одновременно. Если дать непоседе особое поручение, он будет вынужден переключиться на выполнение этого задания.
5. Лишение аудитории.
Дети, привлекающие к себе внимание, нуждаются в аудитории. Если лишить их аудитории, интерес проказничать пропадёт. Нужно просто пересадить непоседу таким образом, чтобы его проказы не было видно.
Вышеизложенные рекомендации являются достаточно эффективными в коррекции поведения детей, привлекающих к себе внимание. Все они проверены и активно используются педагогами в практической деятельности.
Рекомендации по коррекции поведения детей со стремлением стать главным в группе, испытывающими антипатию к педагогу и избегающими неудач рассмотрим в следующих консультациях
Но в любой ситуации, какая бы не происходила в практической деятельности педагога, главное не забывать о том, что задачей педагога является развитие личности ребёнка. И как говорил Л. С. Выготский «…Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т. е. планомерная организация его развития».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б. С. Волков, Н. В. Волкова Психология детей от трёх лет до школы в вопросах и ответах. Издательство «Сфера», 2015 г.
2. С. В. Кривцова. Учитель и проблемы дисциплины. Серия "Психолог в школе"
«Генезис», 2004.
3. Т. А. Наумова, Е. В. Мухачёв. Сборник педагогических ситуаций и задач. Издательский центр «Удмуртский университет»
4. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей, 1982.
5. Евдокимов А. Н. Психолого-педагогическая поддержка личности дезадаптивного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. // Перспективы науки. 2011. № 17
6. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. 3-е изд., испр. // СПб: Питер, 1997
7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. // Приор-Издат, 2011