Светлана Сорокина
Работа с детьми по русским народным куклам
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС ДО
С. И. Сорокина, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»
Русская народная традиционная тряпичная кукла.
Любовь к творчеству досталась мне от бабушки, которая была кладезем талантов. В ее руках самые простые вещи и материалы превращались во что-то новое и необычное. Мне всегда было интересно наблюдать, как она занимается творчеством. Так, благодаря ей пополнилась моя копилка знаний и умений по изготовлению народных кукол. Первую игрушку я сделала для своей дочери.
Публикация «Работа с детьми по русским народным куклам» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Работая в дошкольном учреждении, я наблюдала за своим воспитанниками во что они играют. В основном это были дидактические и настольно-печатные игры. У меня возник вопрос – интересны ли им будут рукотворные куклы и какое они будут занимать место в их игре? Ведь народные куклы имеют большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.
Изначально своим воспитанникам я представила заранее изготовленные из ткани куклы-закрутки – Пеленашка, Бессонница и Куватка. Рассказала об истории каждой куклы и правилах игры с ней, а также разработала конспект НОД на тему: «Бессонница и ее подружки», что и вызвало игровой интерес у детей. После пояснения детям правил игры с этими куклами интерес к рукотворной кукле у детей постепенно начал возрастать.
Они внимательно слушали рассказы о том, как бабушки делали кукол и как играли с ними. Стали подбирать интересный сюжет и способы действия с народной куклой. Так же решили сделать новых кукол все вместе, что позволило развить у детей творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.
Перед знакомством с народными куклами мы с детьми посетили городской музей, где проходила выставка кукол. Сотрудники музея провели мастер-класс по изготовлению народной куклы «Берегинюшка». Дети увлеченно слушали рассказ об истории кукол и с большой радостью сделали для себя обереги.
Также мы посетили музей, созданный при дошкольном учреждении, где дети познакомились с различными видами кукол: игровые, обрядовые, тульские. Детям я рассказала об истории каждой куклы и пояснила особенности игры с ней. Затем я предложила детям интересное содержание для совместного художественного творчества - самостоятельно научиться мастерить кукол из лоскутков, ниток, природных материалов. Это позволило познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить к традиционной культуре России. И вот здесь пришла пора заглянуть в бабушкин сундучок, достать лоскутики, ниточки, тесемочки и открыть душу радости детям – сделать своими руками куколку на счастье, здоровье, любовь.
Сначала нам свои секреты открыли самые простые куколки – Куколка-Бабочка, Отдарок за подарок.
Потом чуть более сложные – узелковые. Это двойные куклы Бабушка-Дедушка, Марионетка, Парочка. Мы их смастерили и нас появились новые чудесные куколки.
Через пару недель у детей ловко получались модели кукол на основе скруток, столбиков, крестовушек, конусов и других конструкций.
Рукотворные куколки помогали моим детям - Ловушка для снов и Бессонница подарили крепкий сон.
Купавка и Травница отгоняли болезни и укрепляли здоровье.
Десятиручка помогала справиться с самыми разными делами в группе.
Берегиня защищала от бед и напастей, приносила к нам в группу и в дома детей мир и лад.
А Спиридон-Солнцеворот с помощью своего колеса дарил удачу и счастье.
Примечательно, что большинство кукол мы оставляли безликими. Согласно старинному поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-то двойником и причинить вред.
Дети мастерили куколок из различных материалов. Тем самым приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус. Простоватые на первый взгляд куклы были очень разнообразны. Их изготовление не требовало каких-либо сложных инструментов и приемов.
Образ каждой игрушки складывается у детей в процессе ее создания: они стараются придать неповторимый облик, используя различные материалы. Дети изготавливали своих кукол и вкладывали в них частичку своей души.
Мне очень приятно, что куклы приносят радость моим воспитанникам.
Русская лоскутная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья.
Я думаю, что мои воспитанники будут передавать из поколения в поколение умение делать тряпичные куклы и чтить традиции и обычаи наших предков.