Галина Николаевна Михалкина
Работа по курсу повышения квалификации (инвариантный блок). Продолжение.
▼ Скачать
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно сформулировать профессиональную проблему, которая заключается в необходимости создать условия для системной работы по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых. Работу и общение с детьми, педагогами и родителями, надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. Это возможно в НОД в режимных моментах и вне НОД (игр, праздников, самостоятельной деятельности, однако нет системности в программе в данном направлении.
Публикация «Работа по курсу повышения квалификации (инвариантный блок), Продолжение,» размещена в разделах
3 Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате внесения изменений в условия и в основной образовательной процесс ребенок будет иметь следующие качества:
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
- ребёнок способен к волевым усилиям, то есть умение ограничивать свои желания, следовать положительному примеру, выполнять установленные нормы поведения;
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Для решения проблемы по формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых необходимо создание системы работы с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса. Воспитатели, ребенок, специалисты ДОО, родители - являются субъектами системы. В данной системе присутствует оптимальное соотношение взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предполагаемых результатов.
Основное назначение данной системы состоит в том, что она направлена на процесс формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых на основе оптимизации взаимодействия ДОО и семьи.
Система представляет собой целенаправленный, планируемый процесс. По мнению В. Н. Топорова, «система работы – это совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах».
Организуя работу по формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, необходимо, по мнению Александровой Т. И., руководствоваться принципами: систематичности, принципом субъектной позиции всех участников педагогического процесса, принципом интеграции и дифференциации целей, принципом гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей.
Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему.
Принцип субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.
Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- определения с одной стороны общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон.
Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
Деятельность детей организуется в НОД и в самостоятельной деятельности на основе интеграции образовательной области (социально — коммуникативное) и видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, продуктивная, восприятие художественной литературы). Методы и формы соответствуют интересам, потребностям и возможностям дошкольников. Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательного процесса.