Ирина Швайбович
ООД «Делаем первые шаги в математику»
▼ Скачать
Рабочая программа по образовательной области: «Познавательное развитие»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа является образовательной программой учреждения, характеризующая систему организации организованной образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Основой для разработки рабочей программы являются:
Публикация «ООД „Делаем первые шаги в математику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155)
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2021 г. N 2);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28);
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Росиночка»
(утверждена на педагогическом совете от 09.09.2021г №1)
Литература, используемая в календарно-тематическом планировании в соответствии с выбранной областью:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 159с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий. Математика,2009.
3. -А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» Учебно-методическое пособие – СПб. : «Детство-пресс» 2010.
4. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева «Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе», 2012
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: развивать математические и познавательные способности, путём усвоения изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребёнка и взрослого.
Задачи:
1. Активизировать освоенные детьми умения сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.
2. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами, порядка следований и изменений в связи с этим, измерение объектов мерками разного размера, способов деления целого на масти, размещения в пространстве.
3. Развивать умения конструировать простые высказывания по поводу выполненного действия, проявления положительных эмоций.
4. Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помощи сверстнику в случае необходимости.
5. Развивать умения свободно общаться со взрослыми по поводу игр, упражнений, ситуаций, придуманных и составленных самими детьми.
3. Ориентация детей в образовательной области
В данной рабочей программе представлена деятельность, ориентированная на детей данного возраста: 5-6 лет
Настоящая программа включает следующие направления работы с детьми:
- Свойства и отношения: дети уравнивают по длине, ширине,высоте, емкости, характеризуют изменения в объектах, экспериментируют, обсуждают цель и ход эксперимента с другими детьми. Выделяют углы, вершины, стороны геометрических фигур на основе глазомера или обследовательских действий. Познают отношения и зависимости части и целого; зависимость размера частей от величины целого предмета при делении на 2, 3, 4, 5 частей. Овладевают умением определять свое местонахождение среди объектов окружения; изменяют и называют направления передвижения в пространстве. Пользуются предлогами, наречиями, в которых отражены пространственные отношения (слева-спрпва, далеко- близко, внутри- вне и др.) В процессе ориентировки дети осваивают во времени понятие «неделя» (дни недели, сутки (утро, день, вечер, ночь, месяц (название текущего месяца).
- Числа и цифры: дошкольники осваивают количественный и порядковый счет в пределах 10; пользуются цифрами от 0 до 9; числом 10. Овладевают измерением условными мерками разных величин: протяженностей объектов по длине, высоте, ширине; объемом, массы, используют умение измерять в разных видах игровой деятельности и экспериментировании. Сравнивают монеты по размеру и достоинству, набирают и разменивают монеты в разных видах детской деятельности. Измеряют временные отрезки (одна, две, три, пять десять минут) с помощью песочных часов, а расстояние – условной меркой. Обозначают результаты цифрами, используют это умение в самостоятельной деятельности. Пользуются способами количественной и числовой оценки в разных видах игровой и продуктивной деятельности.
-Сохранение количества, величины, последовательность действий: дети воспринимают одно и тоже количество, величину (массу, объем) независимо от условий (перекладывание, переливание, изменение формы и размера сосудов, предлагают и осуществляют проверку результатов со считыванием, измерением, взвешиванием, высказываются о равенстве, неравенстве, различиях, изменения и неизменности. Дети соблюдают последовательность поисковых действий с ориентировкой на символ, знак. Совместно со взрослым или самостоятельно осуществляют последовательные доказательные действия в процессе обнаружения неизменности пластических материалов, количества мелких предметов, массы веществ.
4. Структура организации образовательной области «Познавательное развитие»
Название деятельности Количество
в неделю Количество
в месяц
Делаем первые шаги в математику 1 4
Длительность 1 образовательной ситуации составляет 22,5 минуты
Название деятельности Количество
в неделю Количество
в месяц
Окружающий мир 1 4
Длительность 1 образовательной ситуации составляет 22,5 минуты
В середине года (09.01.2022 – 16.01.2022) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СП 2.4.3648-20, во время которых проводятся ООД только эстетическо-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
Дети 5-6 лет начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
В познавательном развитии предполагается активность ребёнка во всех видах деятельности.
Ребёнок способен к произвольным действиям в познавательных играх; самостоятельно планирует и называет два – три последовательных действия; решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности; рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает своё мнение по поводу их решения; слушает и понимает взрослого; действует по правилу или образцу в разных видах деятельности; овладевает основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счётом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия; интересуется развивающими играми на преобразование, занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур; проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
6. Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
-игровой,
-двигательной,
-познавательно-исследовательской,
-коммуникативной,
-продуктивной,
-музыкально-художественной,
-трудовой,
-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов реализуется через решение образовательных задач, которые одновременно сочетаются с выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – играми, утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др. :
-сюжетно – ролевая игра;
-строительные игры;
-рассматривание;
-наблюдение;
-игра-экспериментирование;
-исследовательская деятельность;
-конструирование;
-развивающие игры;
-просмотр видео –фильмов;
-экскурсия;
-ситуативный разговор;
-рассказ
-и т. д.
7. Формы организации образовательной области «Познавательное развитие»
• Индивидуально – творческая деятельность,
• Игры – чертежи,
• Игры-соревнования
• КВН
• Игры-путешествия
• Игры взаимообучения
• Игры типа «Следствие ведут знатоки»
• Игры викторины
• Игры типа «Поле чудес»
8. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
• Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
• Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
• Физкультминутки
• Физкультпаузы
• Динамические паузы
• Оздоровительные паузы
9. Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области «Познавательное развитие»
• Развивающие игры
• Блоки Дьенеша
• Палочки Кюизенера
• Счётные палочки
• Центр дидактических и сюжетных игр
• Центр конструирования
• Центр экспериментирования и труда
• Наглядно-дидактический материал
10. Технические средства обучения
• Магнитофон
• Проектор
• Компьютер
• СD и аудио материал
• Мультимедийные презентации
• Интерактивная доска