Анна Фомина
Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков «Шаг вперед»
▼ Скачать + Заказать документы
В целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) на базе Шекснинской спецшколы в 2014 году был создан центр реабилитации «ДОМ: добротой откроем мир». В рамках данного проекта разработана коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ограниченными возможностями "Шаг вперед".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков „Шаг вперед“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Несмотря на существующую в нашей стране систему дифференцированного обучения сегодня все чаще в общеобразовательных школах можно встретить детей со сниженными познавательными возможностями и мотивацией к обучению.
Контингент специального образовательного учреждения закрытого типа составляют подростки с девиантным поведением, большинство своего времени проводящие на улице, не умеющие общаться, с отсутствием системы жизненных ценностей. Неблагоприятные условия существования накладывают еще больший негативный отпечаток на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Их внутренний мир, их кругозор и запас знаний об умении строить жизнь, бесконечно мал. Это дети с негативным социальным опытом. Кроме того, это дети с нарушениями центральной нервной системы, с нервно-психическими заболеваниями, физически слабые, и, как следствие этого - быстрая утомляемость, капризы, агрессия, нарушение познавательных функций.
Коррекция и развитие – две составляющих единого процесса, позволяющего ребенку встроиться в учебный процесс, реализующийся в любом образовательном учреждении. Примеров в истории педагогики, когда коррекционная и обычная педагогика взаимно обогащаются, немало (система Марии Монтессори, популярная сейчас во многих странах, изначально создавалась для умственно-отсталых детей).
Среда, в которой может реализоваться такой единый процесс должна включать в себя многофункциональное помещение, в котором учитель-дефектолог может организовывать индивидуальные занятия или работу в малых группах, помогая детям справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами, оснащено широким набором игровых пособий. Для такой коррекционно-развивающей работы прекрасной находкой, на наш взгляд, является комната психомоторного развития.
Здесь можно помочь ребенку избавиться от плохого настроения или попытаться решить его индивидуальные проблемы: будь то развитие внимания, пространственного мышления и логики учащихся или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т. д.
Эта комната является формой психологической поддержки в стрессовых ситуациях, защищает от школьных нагрузок, помогает в преодолении тревожности, мышечного напряжения, позволяет раскрепостить детей.
Комната психомоторного развития - это островок спонтанности в школьном мире ограничений, что положительно влияет на формирование личности. Здесь имеется возможность ярко проявиться детской инициативе, предоставить ребенку выбор в использовании игровых пособий, играть одному или принимать участие в совместной деятельности, двигаться или сидеть на месте, познавать музыкальные инструменты.
Новизна данной программы заключается в том, что интеграция современных образовательных технологий в систему основного и дополнительного образования больных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями позволит преподавателям, дефектологам провести коррекцию отклоняющегося развития, а детям с девиантным поведением, с нарушениями речи, с нарушением интеллекта и с задержкой психического развития поможет приобрести недостающие навыки и знания необходимые для полноценной адаптации в социуме, расширит возможности их доступа к образовательным программам и посильной трудовой деятельности.
Цель данного курса: развитие и совершенствование мотивации, психологических предпосылок к обучению, расширение образовательных возможностей обучающихся, всестороннее развитие их личности.
Задачи:
- развитие и коррекция познавательной сферы;
- совершенствование сенсорной сферы;
- развитию моторной сферы;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
Критерии оценки:
- повышение уровня познавательных способностей;
- приобретение элементарных коммуникативных навыков;
- повышение мотивации к обучению;
- повышение уровня моторного развития
Данная программа предназначена для реализации в образовательных учреждениях с детьми и подростками с девиантным поведением от 11 до 18 лет. Работа может быть организована как индивидуально, так и в малых подгруппах. Соотношение часов каждого блока может быть изменено в соответствии с индивидуальными потребностями участников коррекционно-развивающего процесса.
Учебно-тематический план
1. Вводное занятие - 1 часов
2. Развитие и коррекция познавательной сферы. - 10 часов.
Активизация мыслительной деятельности, речевое развитие; коррекция особенностей и повышение уровня развития восприятия, внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуникативных навыков.
3. Совершенствование сенсорной сферы- 8 часов
Развитие зрительного, тактильного, слухового, кинестетического восприятия, сенсорных ощущений и памяти, зрительно-моторной координации - соотнесение цвета, размеров, формы на ощупь и зрительно.
4. Развитие моторной сферы - 8 часов
Данное направление включает в себя оттачивание движений ребенка, нормализацию мышечного тонуса, осознание схемы собственного тела, коррекцию и развитие координации движений, навыка равновесия, содружественных движения пальцев рук; дозированных движений пальцев, их силы, гибкости, быстроты и т. д. 8
5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы- 4 часа
Включает: снятие агрессивности и тревожности, нормализацию мышечного тонуса, преодоление лабильности (изменчивости) настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и победы сверстников.
6. Итоговое занятие - 1 час