Горбань Ольга Павловна
Путешествие в звуковой лес
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«Путешествие в звуковой лес»
Программные задачи:
Дидактические:
Закрепить умение различать и называть гласные и согласные звуки (твердые и мяг-кие).
Слышать звук и определять его местоположение в слове.
Правильно строить предложения, отвечать на вопрос полными предложениями.
Читать знакомые стихотворения по картинкам-схемам.
Развивать у детей диалогическую речь.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную коорди-нацию внимание, память.
Публикация «Путешествие в звуковой лес» размещена в разделах
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес у детей, умение высказываться по очереди, не перебивая друг другу.
Материал к занятию:
Демонстрационный: шапки, лягушки, схемы для стихов, коробка для картинок с изо-бражением зонтиков, игрушки: кошка, заяц, озеро-круг из материала, солнце, облако, зонтик.
Раздаточный: шапки-маски, картинки с изображением зонтиков, пузырьки.
Предварительная работа:
Познакомить со словами «проталина», «кудесница», с выражением «ноги у весны».
В группе организована развивающая среда: лес, деревья, кусты, озеро.
Дети сидят полукругом на коврике, на стульчиках.
Действия воспитателя Действия и ответы детей
Воспитатель:
-Ребята, закройте глаза и посчитайте до 5, шепотом, сегодня я предлагаю отпра-виться в путешествие в звуковой лес.
Воспитатель:
-Мы с вами оказались в лесу (огляни-тесь). Это звуковой лес. Сейчас тихо и загадочно, а мы с вами оживим звуки леса.
Воспитатель:
-Какие бывают звуки?
-Где живут?
-Что помогает нам правильно произно-сить звуки?
Воспитатель:
-Чтобы говорить чётко и ясно, мы сдела-ем упражнения:
1)заборчик 2) улыбки
3)зайчик 4)блинчик
5)футбол 6)маляр
Воспитатель предлагает детям подойти к изображению облака.
Воспитатель:
-Налетел, задул ветер. Послушайте, как гудит пузырек?
Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, просит подуть в пу-зырек.
-А как у Даши загудит?
-и полил дождик. Что поможет укрыться от дождика?
-возьмите зонтики.
-Приготовим пальчики и покажем, какой бывает дождик: редкий, тихий, затем громкий, частый.
-Закончился дождик, уберем зонтики в коробку. Вот и солнышко выглянуло. Воспитатель подходит к изображению солнца. Читает стихи:
-Солнце ярко светит
И сосулькам жарко
Ручейки бегут!
Песенки поют;
Комары,
Мухи,
Пчелы,
Даже дедушка Медведь
Начал громко песни петь.
Воспитатель с детьми подходит к озеру, там 2 лягушки.
Воспитатель:
-Эти две лягушки умеют разговаривать. Предлагаем двум детям надеть шапоч-ки-маски лягушек и прочесть диалог.
-А еще в озере плавает рыбка.
Давайте поиграем с ладошками, они бу-дут рыбки.
Воспитатель:
-Качало рыбку на волне, то вверх (вдох, то вниз (выдох).
-А теперь мы отправляемся путешество-вать по нашему лесу.
Воспитатель обращает внимание на зай-чика на дорожке. Он сидит и плачет.
Воспитатель спрашивает:
-Почему ты плачешь, заинька?
-Вот, я нашел буквы, а как они звучат, не знаю.
Воспитатель:
-Не плачь, заинька, дети тебе сейчас по-могут.
Воспитатель показывает графическое изображение букв, просит детей инди-видуально называть буквы.
Воспитатель:
-Теперь и ты с ними можешь поиграть.
А вот вторая дорожка
Сидит кошечка «К»
Воспитатель надевает шапочки-кошечки и рассказывает диалог «Ой, ой, какая киска встретилась на дорожке»
-Помоги, Ульяночка – почему она ушла?
(возле кошечки лежат коробки).
Воспитатель предлагает взять коробоч-ки, рассмотреть и назвать звуки (Б).
Воспитатель подходит к фланелеграфу и выставляет схемы к стихотворениям.
Воспитатель:
-Какое время года сейчас?
Может быть, вы знаете, как называется первый месяц весны?
Мы знаем про март стихотворение «Весна» Плещеева.
Даша, прочти стихотворение «Весна», схема тебе поможет.
-А как называется второй месяц весны?
-Мы знаем стихотворение «Апрель…»
Наша схема поможет прочитать стихо-творение. Полина, прочти.
-А как называется третий месяц весны?
Мы знаем стихотворение про май «Дождь» З. Александровой.
Прочти, Ира. Наша схема вам поможет.
-Вспомните, как же называются все три месяца весны?
-А сейчас запоминай: это март, апрель и май.
Три сыночка у весны-кудесницы.
Повторим все вместе.
Воспитатель:
-Давайте вспомним, где мы сегодня бы-ли?
На какую поляну мы ходили?
Кого мы встретили на поляне?
Чему мы научили зайку?
Как мы играли со звуками?
Что помогло вам вспомнить стихотворе-ние о весенних месяцах?
Молодцы, дети! Мне понравилось иг-рать с вами в звуки. Спасибо.
Дети считают.
Оглядываются, рассматривают оформление среды.
-Звуки бывают разные.
-Звуки живут в ротике, правильно произно-сить звуки нам помогают : губы, зубы, щеки, нёбо, язык, нос.
Дети выполняют артикуляционные упраж-нения.
Дети дуют в пузырек.
-Зонтик.
Дети тремя пальчиками выполняют посту-кивания – мелкий, сильный, моросящий дождь.
Ля (руки вверх)
Кап (по ладошкам)
Бя-бя (язычок движется)
У-у (руки двигаем)
З (руки на шею сзади)
Н (руки на темя)
В (к щекам)
Ра-ра
Диалог «Лягушкины покупки» :
-Откуда ты идешь, лягушка-квакушка?
-С базара домой, дорогая подружка.
-И что ты купила?
-Всего понемножку. Купила ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.
Дети выполняют упражнение, положив ла-донь правой руки на диафрагму.
Дети подходят.
Дети называют буквы.
-Здравствуй, киса, как дела? Что же ты от нас ушла?
-Не могу я с вами жить, негде хвостик поло-жить. Ходите, зеваете, на хвостик наступае-те.
Дети берут карточку со звуком [К], называют и снова произносят этот звук.
Дети берут коробки, называют звук, откры-вают коробку, говорят название и опреде-ляют предмет и местоположение звука в слове.
-Первый месяц весны называется «март».
Дети по желанию читают стихи.
-Второй месяц весны называется «апрель».
Читает стихотворение с опорой на схему.
-Третий месяц весны называется «май».
Читает стихотворение.
Дети проговаривают рифмовку.
-Ходили в лес.
-Мы ходили на звуковую поляну.
-Мы встретили зайку и кисоньку.
-Мы рассказали ему о звуках.
-Говорили слова, произносили звуки.
-Схемы-картины.