Лариса Колотовкина
Занятие по экологии во 2 младшей группе. Путешествие в волшебный лес
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Закрепить знания детей о птицах, об особенностях их внешнего
вида, о повадках птиц, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любовь к природе. Развивать интерес к жизни птиц; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь; учить понимать образный смысл загадок.
Предшествующая работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, подкормка птиц в зимнее время.
Публикация «Занятие по экологии во 2 младшей группе, Путешествие в волшебный лес» размещена в разделах
2. Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина «Пичуга», «Снегири», «Синица»; З. Александрова «Новая столовая»; В. Берестов «Сова и синица»; А Прокофьев «Грачи»; М Пришвин «Дятел»; Н. Надеждина «Дом, в котором будет жить друг».
3. Загадывание загадок
4. Рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», книжных иллюстраций
5. Дидактические игры «Кто лишний?», «Собери картинку», «Один – много», «Назови ласково», «Что перепутал художник», «Кто как кричит» и другие.
6. Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «День и ночь», «Воронята»
Материал к занятию :
Силуэтные картинки птиц: воробей, синица, голубь, ворона, сорока, снегирь. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры; волшебный конверт; модели деревьев; «ковер-самолёт»; модели бумажных скворечников; фонограмма «Пение птиц».
Ход занятия
В – ль. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я Весна – Красна!
А ты кто?
Дети:
Я – Артём молодец
Я – Саша удалец
Я – Кирюша дружок
Я – Егорка огонёк
Я – Сонечка подружка
Я – Саша хохотушка
Непоседа я – Никита
Я – красотуля Рита
В - ль. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Вот таких хороших, пригожих я приглашаю в путешествие в волшебный лес. Хотите? (Да)
В - ль. Подумайте и скажите, на чём можно путешествовать? (на машине, на поезде, на самолёте, на пароходе)
А я вас приглашаю в путешествие на ковре – самолёте. Хотите? (Да)
Но в лесу могут произойти разные неожиданности. Не испугаетесь? (Нет)
Тогда в путь. Встанем на ковёр – самолёт. Произнесём волшебные слова «Крибле, крабле, бум!» Крепко зажмурим глаза и перенесёмся в волшебный лес.
(Дети произносят слова, закрывают глаза, звучит фонограмма)
Вот мы с вами и в волшебном лесу.
Изменился милый лес,
Много стало в нем чудес.
Почему светло и чисто
Блещет солнышко с небес?
Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Дети: Потому, что в лес волшебный
В гости вновь пришла весна.
В – ль:
- Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облака)
- Что весной бежит, журчит, поёт? (ручей)
- Что с крыш свисает, капает, тает? (сосулька)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- Что весной светит, греет, припекает? (солнце)
- Кто весной радуется солнцу, поёт, щебечет? (птицы)
Давайте присядем на пенёчки и послушаем голоса птиц.
(Звучит фонограмма)
В – ль: Голоса каких птиц вы услышали?
Молодцы, знаете, голоса птиц.
Ой, ребята, прислушайтесь, кто-то летит на поляну.
(Влетают две сороки)
1сорока Я весёлая сорока
2 сорока Я сорока-белобока
1сорка Я летала по лесам,
Побывала тут и там.
2 сорока Новость слышала в лесу
На хвосте её несу!
Вместе: Здесь ребята-дошколята
Что кормили всех пернатых? (Да)
Ребё нок: Мы семечками и пшеном
Кормили птичек за окном.
К нам обедать по привычке
Прилетали все синички
И знакомый воробей,
А за ним его семья,
И соседи, и друзья.
1 сорока Вы заботливы, добры,
Зимою птицам помогли.
2 сорока: От птиц зимующих – привет,
Они прислали вам конверт.
1 сорока Вы конвертик открывайте,
Да заданья выполняйте.
(отдает конверт в- лю)
2 сорока: Ну а нам, лететь пора!
Вместе до свиданья, детвора!
1 сорока: Полетим опять мы вместе
Понесём по лесу вести!
(улетают)
В – ль: Ребята, конверт не простой, а волшебный. Если правильно отгадать загадку, из конверта появится птичка. Хотите проверить? (да)
Загадки о птицах
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Веди это… (снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар,
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»(ворона)
Чик – чирик!
К зёрнышкам - прыг!
Клюй, не робей.
Кто это? (воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон (голубь)
В – ль: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки
Посмотрите, какая красивая, весёлая весенняя картинка получилась.
Давайте ещё раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
В – ль: А сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало»
Вы закроете глаза, я спрячу одну птичку. Вы должны открыть глаза,
назвать птицу, которой не стало.
В – ль: Ребята, мы ведь с вами в волшебном лесу? (да)
А вы хотите стать птичками? (да)
Для этого нужно найти волшебные шапочки и одеть их.
Раз, два, три! Волшебные шапочки ищи!
(дети ходят по залу, ищут волшебные шапочки, надевают, становятся в круг)
В – ль: Все надели волшебные шапочки? Теперь повторяйте за мной
волшебные слова :
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворот вокруг себя)
И быстро в птичку превратись.
- В какую птичку ты превратился? (название должно соответствовать названию птицы на шапочке)
- Скажите, чем покрыто тело птички? (пёрышками)
- Сколько у птички лапок? (две)
- Сколько у птички крылышек? (два)
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выставляют вперёд одну ногу)
Лапка, два! (выставляют другую ногу)
Скок – скок – скок! (прыгают на двух ногах)
Крылышко, раз! (одну руку в сторону)
Крылышко два! (другую руку в сторону)
Хлоп – хлоп – хлоп! (машут руками, хлопая по бокам)
Глазик, раз! (закрывают один глаз)
Глазик, два! (закрывают другой глаз)
Глазки открываем!
Головкой все киваем!
И по лесу летаем! («летают» по группе)
Прилетели птички,
Птички – невелички,
Все в кружок вставали
И зёрнышки клевали!
В - ль: Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
(снимают шапочки, садятся на стулья)
В - ль: Весело быть птичками? (да)
Рада я очень, что вы веселы!
Все птички дождались тёплой весны.
И к нам из-за моря летят вереницы,
На крыльях лучей – перелётные птицы!
(под музыку влетают перелётные птицы - грач и скворец)
Грач: Вот я – грач!
Проворный, чёрный,
Кричу «Крак! Крак!»
Всем червякам враг!
Я самый первый из птиц прилетаю,
Зиму ломаю.
Скворец: А я – скворец!
Веселая пташка!
В чёрной в крапинку рубашке.
К вам весной прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Вместе: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте, птицы!
Ребё нок: Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец: В жарких странах жаркое лето,
Ни зимы, ни снега там нету.
Ребё нок: Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Грач: Мы скучали по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечне, по синицам,
По соседу воробью.
Дети: Очень рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда.
Грач: А вы, ребята, знаете,
Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Скворец Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Вместе: Запомнили? (да)
Ребё нок: Мы гнёзд не будем разорять –
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Птицы: Нам лететь уже пора, строить гнёзда.
До свиданья, детвора! (улетают)
В – ль: Ребята, давайте поможем птицам, построим для них скворечники.
Ритмическая игра «Строители»
Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим (гладят руками колени)
Трим-там-том, трим-там-том (хлопают в ладоши)
Мы построим птичкам дом (руки над головой «домиком»)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (стучат кулак о кулак)
Молоток наш верный друг.
Быстро, быстро застучали, (стучат кулачками быстро)
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том (хлопают в ладоши)
Вот готов для птичек дом! (руки над головой «домиком»)
В - ль: В волшебном лесу все желания исполняются, смотрите, какие замечательные у нас получились скворечники
(развешиваю объёмные бумажные скворечники на деревья).
Трава опять зазеленеет,
И закудрявятся леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Всё пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнёздах будут детки –
Их желторотые птенцы.
Кипит работа в весеннем лесу – строят птицы гнёзда, не будем им мешать. Настало время и нам возвращаться в детский сад.
В - ль: Пойдёмте на ковёр-самолёт, он перенесёт нас домой.
(встают на ковёр) Не забудьте сказать волшебные слова «Крибле! Крабле! Бум!» и крепко зажмурить глаза (звучит фонограмма).
В - ль: Вот мы с вами и дома. Понравилось вам в волшебном лесу?
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот таких птичек-
невеличек, эти птички не простые, а с секретом, кому что достанется,
то и сбудется: зёрнышко – сытая весёлая жизнь, денежка – богатство,
пуговка – обновка.