Джамиля Банку
Конспект комплексного занятия «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о быте коренных жителей. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных Севера. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Продолжать закрепление работы с природным материалом, совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать материал, развивать воображение.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
Материал: Картинки с изображением тундровой зоны, ТСО, поделка «Олень» (образец, природный материал, пластилин, корзинка: Старичок-тундровичок
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте!
Игра. «Вопросы и ответы»
В какой стране мы живем? (ответы детей)
Как называется наш округ? (ответы детей)
В каком городе мы живем? (ответы детей)
Где расположен наш город? (ответы детей)
Где мы живем? На юге или севере? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда мы отправимся, попробуйте догадаться. На доске написаны буквы. Из этих букв вам надо составить слово. У каждой буквы есть свой номер, этот номер показывает в какое окошечко домика надо поставить букву.
(Дети выполняют задание, получается слово «Тундра»)
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! А теперь можно прочитать слово (Тундра). Значит, куда мы отправимся? (в тундру).
Для нашего путешествия мы должны выбрать транспорт. А какой транспорт, я вам подскажу.
Загадка
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляюсь я в полет
Что же это? (вертолет)
Да, мы отправимся в путешествие на вертолете. На нем лететь совсем недолго. (имитируем движение, полет на вертолете).
Приготовились в полет
Отправляем вертолет. (з-з-з)
Какой звук вы произносите при полете вертолета? (звук «З»)
Вот мы и прилетели. И снова снег, нет ни домов, ни машин. (обращаю внимание детей на картину с изображением тундровой зоны).
Как вы думаете в тундре есть растительность (ответы детей)
Какая растительность?
Дети. Деревья, цветы, ягоды, грибы.
Воспитатель. Я предлагаю вам с помощью мяча вспомнить названия деревьев, цветов, ягод, грибов.
Игра с мячом. «Назови растительность тундры» (дети называют ягоды, грибы, деревья, цветы).
Какие народности живут в тундре?
Дети. Ненцы, ханты, чукчи, селькупы.
(обращаю внимание детей на слайды с изображением коренных жителей)
Воспитатель. Чем занимаются жители тундры?
Дети. Оленеводством, охотой, рыболовством.
Воспитатель. Как называется жилище, в котором они живут?
Дети. Чум
Воспитатель. Из чего строят чум?
Дети. Чум строят из шестов.
Воспитатель. Чем утепляют чум?
Дети. Чум утепляют оленьей шкурой.
Воспитатель. Если есть растительность, значит что из этого следует?
Дети. Значит есть животные, которые ими питаются.
Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?
Дети. Травоядные.
Воспитатель. Какие это животные?
Дети. Северный олень, заяц.
Воспитатель. Каких северных животных мы не назвали?
Дети. Песец, волк, полярная сова, белый медведь.
Воспитатель. Чем питаются эти животные? (мясом других животных). Как одним словом их можно назвать? (хищные)
Игра. «Кто лишний и почему?»
(обращаю внимание детей на картинки-олень, заяц, песец)
Воспитатель. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Воспитатель. Какой праздник отмечают жители тундры?
Дети. День оленевода.
Воспитатель. Что интересного происходит на этом празднике? Какие игры, соревнования проходят на празднике? (ответы детей).
(обращаю внимание детей на слайды с изображением праздника)
Я хочу вас обрадовать! Нас в саду ждет сюрприз, вы наверно очень хотите узнать, что это за сюрприз. (ответы детей)
Поэтому я предлагаю вам закончить наше путешествие и вернуться в детский сад. Вы согласны? (ответы детей).
Приготовились в полет
Отправляем вертолет (з-з-з)
(имитируем движение, полет на вертолете)
Воспитатель. Вот мы и вернулись.
Что же за сюрприз нас ждет? (обращаю внимание детей на корзинку). Как вы думаете, от кого этот сюрприз?
Дети. От старичка-тундровичка.
Воспитатель. Давайте заглянем в корзинку, интересно, что там?
(воспитатель вместе с детьми выкладывает из корзинки все, что там лежит: природный материал – шишки, веточки, скорлупа фисташек, ракушки).
Старичок-тундровичок знает о том, что вы любите трудиться, разгадывать загадки. Послушайте, какую загадку он для вас придумал.
Загадка. Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга.
(олень)
Вы догадались, кого он предлагает вам сделать из природного материала?
Дети. Оленя
(рассматриваем поделку «Олень» из природного материала)
Воспитатель. Назовите основные детали поделки.
Дети. Голова, туловище, ноги, уши, рога, хвост.
Воспитатель. Выберите тот материал, который вам необходим для работы.
(дети выбирают шишки, ветки, ракушки, скорлупу)
Воспитатель. Расскажите о последовательности своей работы (для туловища возьмем шишку, голову сделаем из пластилина, в качестве ног и рогов используем ветки, ракушка будет служить мордочкой и хвостом, скорлупа используется в качестве ушей. Все детали соединяем с помощью пластилина).
Воспитатель. Работая с природным материалом, что мы должны надеть?
Дети. Фартуки, нарукавники.
Воспитатель. Для чего?
Дети. Для того, чтобы не запачкать одежду.
Воспитатель. Итак, приступаем к работе.
(в процессе работы воспитатель задает вопросы)
Какую пользу приносят олени?
Дети. Это еда – мясо, кровь, сало; это одежда, сумки, куклы; на оленях перевозят людей и грузы; оленьей шкурой утепляют жилище; из оленьих рогов мастерят нужные в хозяйстве вещи, например, рукоятки ножей.
Воспитатель. Как жители тундры заботятся об оленях?
Дети. Охраняют их от хищных животных, укрывают от холодных ветров и насекомых.
Воспитатель. Давайте покажем как дует холодный ветер, теплый ветер.
Дыхательная гимнастика. «Ветер дует»(дети должны произнести на одном выдохе гласные звуки «с», «ш»).
Вы старались, мастерили, трудно было не устать, надо ручкам отдыхать!
Пальчиковая игра.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
Пальчики крепкие,
Пальчики дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые
Хоть не очень чистые!
Пальчики дружные,
Все такие нужные!
(выставляем поделки на подставку и проводим игру)
Игра. «Сосчитай» (счет до 5)
Воспитатель. Если их много, то как можно сказать одним словом?
Дети. Стадо оленей.
Подвижная игра. «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он в свое окно глядит.
Бежит заинька косой,
В дверь к нему стучит.
Заяц, заяц, стой, стой,
Там в лесу охотник злой,
Ты ко мне в дом забегай,
Свои лапочки давай!
Вы старались, мастерили, трудно было не устать!
Потрудились от души, все работы хороши!
Итог занятия.
Где мы путешествовали? Что интересного вы увидели? Какую поделку мы делали?