Ольга Гавшина
Занятие по реализации национального компонента «Путешествие в страну народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по реализации национального компонента
Виды детской деятельности: Познавательно - речевая, художественно-продуктивная, игровая, двигательная, музыкально – художественная.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание».
Цели:
Публикация «Занятие по реализации национального компонента „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
1. Продолжать формировать интерес к культуре Якутии, знакомить детей с народно-прикладным искусством якутских мастеров; учить детей расписывать чорон элементами якутских узоров: кружок, зарубки, круг-солнце, спиралевидный элемент, арочный, зубчатый, ноготь-узор.
2. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства, толерантности.
3. Развивать речь, воображение, творческие способности.
4. Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.
5. Формировать чувство ритма, координацию движений.
6. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
7. Развивать интерес к искусству народов саха.
8. Знакомство с народными промыслами, обычаями.
9. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
10. Воспитывать любовь к родному краю.
11. Развивать умение слушать стихи и музыку якутских поэтов и композиторов.
12. Закреплять приемы рисования стекой по пластилину.
13. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства якутских мастеров.
Методы:
Словесный
Игровой
Проблемный
Продуктивный
Предварительная работа:
1. Экскурсии в школьный музей.
2. Рисование «Шахматная мозаика», «Позвонок узор», «Спиралевидный орнамент»
3. Рисование «Платье для Сардааны», «Кукла в национальном костюме», «Сердцевидный орнамент»
4. Знакомство с якутскими пословицами и поговорками.
5. Разучивание пальчиковых игр.
6. Беседы о родном крае;
7. Рассматривание иллюстраций о жизни народных умельцев, орнаментов.
8. Знакомство с изделиями якутских мастеров, выполненные из дерева, бересты. Знакомство с народными промыслами, обычаями, народными одеждами и их украшениями.
9. Просмотр развивающих фильмов о жизни народов Якутии.
Планируемые результаты:
- знает орнаменты народов Якутии;
- интересуется искусством, промыслами и обычаями народов Якутии;
- умеет составлять рассказ, употребляя в речи названия народных изделий, сравнительные прилагательные и образные выражения;
- умеет рассуждать, сопоставлять, делать выводы; владеет навыком диалогической речи;
- эмоционально реагирует на музыкальные произведения якутских композиторов и игры разнообразного характера;
- оценивает ошибки в своей работе, имеет чувство самоуважения и уважения к людям другой национальности;
- умеет самостоятельно использовать элементы декоративного рисования, располагать на изделии в определённом порядке.
Материалы и оборудование:
Чороны, силуэт чоронов тонированный коричневым пластилином, стеки, салфетки;
На доске силуэты 2–3 чоронов, расписанных элементами якутских узоров.
Мольберт;
Записи мелодий якутских композиторов;
Музыкальный центр;
Якутские костюмы.
Словарная работа:
аях, балкхах, кытыя.
Содержание организованной деятельности детей:
(входят под музыку)
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: “Доброе утро!” А теперь шепотом. Так мы передаём своё тепло друг другу.
Посмотрите вокруг, сколько радостных и счастливых лиц. Мы рады приветствовать дорогих гостей!
(здороваются на якутском языке) «Дорооболорун!»
Сегодня мы отправимся в страну народных умельцев Якутии.
Прежде чем нам отправится в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает! «Игровое упражнение»
:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой (сложить ладони домиком над головой)
Живут в нём солнце, дождь и гром (обводят обеими руками «шар», имитируют «дождь» прыжки на двух ногах, ритмические хлопки «гром»)
Лес и речной прибой (руки вверх, пальцы растопырены «лес», пальцы в «замке» двигаются)
Живут в нём птицы и цветы (руки сложены «крылья», пальцы рук растопырены «цветы»)
Весёлый звон ручья (одной рукой «волна»)
Живёшь в том доме светлом ты (сложить «домик»)
И все твои друзья (руки на плечи соседей)
(Садятся на ковёр).
Ребё нок читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова:
Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
(музыка)
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении? (ответы детей). В стихотворении говорится о Якутии; о нашей стране; о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В нем говорится о нашем крае - Республике Саха - Якутии.
«Страной тысяч чудес» называют порой Якутию. Мы с вами знакомились с искусством якутских мастеров, рассматривали различные предметы из дерева, бересты, совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Наша Якутия богата талантливыми людьми. Якутия славится народными мастерами-умельцами. В длинные вечера они любят шить, вышивать, вырезать из дерева, из бересты различные предметы–– Какие предметы мы с вами рассматривали? (Посуду, сувениры, обереги).
Что же это за предмет такой красивый, расписной? (показ детям деревянного чорона) (ответы детей)
Правильно, это чорон.
Воспитатель: Мастер, который его делал, пел песню, чтобы чорон из под его рук вышел радующий глаз.
Посмотрите как светло и ровно
Похож на задушевный разговор
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
Какие красивые слова написал поэт о чороне. А что вы мне расскажите об этом предмете?
(ответы детей).
Воспитатель: Чорон вырезают из дерева и украшают узорами мастер под ритм песни делает зарубки, точки, чёрточки, ещё чорон украшен шнуровидным орнаментом.
Воспитатель: – Какую якутскую посуду мы рассматривали? (Чороны, аях, балкхах, кытыйю)
Как называется разновидность якутских чоронов?
(ответы детей)– Аях и балкхах – это посуда для кумыса.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое кумыс?
(ответы детей) Кумыс это якутский национальный напиток, который изготавливают из кобыльего молока.
Воспитатель: Он полезен для здоровья, хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.) . – Чем отличается аях и балкхах? (Аях – на одной ножке, а балкхах на трех ножках.)
– А кто мне скажет, для чего используется кытыя? (Для сметаны и сливок.)
– Чорон был любимым и незаменимым предметом в жизни якута, особенно необходимым на праздниках. Самый красивый чорон ставят перед уважаемым и дорогим гостем.
С чоронами встречают гостей, с ними танцуют приветственные танцы.
– Якутские мастера украшают посуду узорами. Какие виды якутских узоров вы знаете? (Кружок-туохахта, круг-солнце (кюною, зарубки –(кэрдиисою, гребенчатый – (тарах ою, зубчатый –(тиисою, ноготь – узор – тынгырахою, спиралевидный – (эриллэбэсою, елочка –(тангалайою, копытцевидный – (туйахою, шнуровидный, сердцевидный, спералевидный. Какие обереги изготавливают якутские мастера, из каких материалов, от чего оберегают?
(садятся за столы)
- Сегодня у нас своя народная мастерская.
– Ребята, представьте, что вы стали мастерами.
Воспитатель: Из покон веков мужчины охотились и расписывали чороны, а женщины в тихие вечера занимались рукоделием. (расходятся по центрам)
- Молодцы, вы соблюдаете якутские традиции.
Мальчикам нужно украсить чорон. Подумайте, какими элементами, вы будете украшать и в каком порядке расположите их. (Раздаю силуэты чоронов, тонированные коричневым пластилином и стеки для прорисовывания узоров). (Центр рисования).
А девочки будут изготавливать оберег. Подумайте, с чего вы начнёте работу. Какой орнамент будет у вас присутствовать, придумайте название вашему оберегу. (Раздаю заранее частично выполненные детьми заготовки для оберега, пайетки, бусины, и т. п., клей, клеёночки, салфетки). (Центр ручного труда).
– Приступайте к работе (звучит якутская национальная музыка). Во время рисования и ручного труда слежу за техникой выполнения работы. Индивидуальная работа с детьми. В процессе работы провожу пальчиковую игру.
Пальчиковая игра:
Мы сегодня рисовали, (потереть ладонь о ладонь)
Наши пальчики устали. (каждый пальчик касается друг друга)
Пусть немного отдохнут, (пружинка)
Снова рисовать начнут. (массаж каждого пальца)
Дружно локти отведем, (по тексту)
Снова рисовать начнем. (потереть ладонь о лодонь)
Рефлексия
Рассказать о своей работе, какие узоры использовали в украшении чорона. Какие материалы использовали в изготовлении оберега.
Обобщение.
С давних пор начало лета отмечается кумысным праздником ысыах. Зеленый наряд ожившей природы, звонкая трель жаворонка влекли к веселью, танцам, пению.
Сейчас мы с вами исполним якутский танец с чоронами.
(Звучит якутская национальная музыка. Дети исполняют танец с чоронами.)
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с гостями, скажем всем до свидания!
(Звучит музыка. Дети уходят в группу).