Елена Яровая
Занятие по речевому развитию «Путешествие с Шушей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как только у ребенка удалось вызвать правильный звук Ш, необходимо его закрепить. Очень скучно повторять один и тот же звук, поэтому предлагаю вашему вниманию занятие, где игры и упражнения направленные на изолированное произношение звука Ш. Я по собственному опыту знаю, если звук хорошо отработан изолированно, то введение в речь занимает меньше времени. Данное занятие можно проводить индивидуально с одним ребенком или с подгруппой из 2-4 человек.
Путешествие с Шушей.
Занятие на закрепление изолированного произношения звука «Ш».
Коррекционно-образовательные цели.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Путешествие с Шушей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Продолжать учить характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам.
Закреплять четкое произношение звука Ш, упражнять в произношении звука Ш изолированно.
Продолжать формировать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением,
Коррекционно-воспитательные цели
Воспитание самоконтроля над речью.
Организационный момент.
Логопед: - Здравствуй! Вы помните змейку Шушу. Она пришла к тебе. Как ты помнишь, Шуша любит играть и веселится. Она просит, что бы ты покачал ее на качелях.
Дыхательное упражнение.
Упражнение 1
Лягте на спину, положите змейку на живот. Плавно и неторопливо вдохните носом так, чтобы живот надулся, как шарик и змейка поднялась. Грудь неподвижна. Выдохните плавно, через рот. Змейка опускается, а живот в конце выдоха втягивается.
Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий.
Упражнение 2. Полный вдох
Снова сделайте плавный вдох носом, поднимите прямые руки вперед и разведите их вверх и в стороны. (Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.)
Положить ладони на переднебоковые нижние края грудной клетки (детям показать) и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Выдохни и опусти змейку.
Выполняется 3-5 раз.
Артикуляционная гимнастика.
1. Зубки мы соединяем, и заборчик получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении)
2. Плавно губки округлили, бублик мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе
Чередование 1 и 2 упражнения.
3. Язык лопаткой положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально)
1, 2, 3, 4, 5! Язык будем расслаблять (постукивание ладонью по кулачку другой руки, стоящему на ребре)
4. Орех у меня за щекой, никак не раскусишь – он твердый такой (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот)
5. Как качели вверх и вниз
Двигается наш язык
Поднимай и опускай
Так качаться продолжай…. (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх)
6. Язык широкий положи, а края приподними,
Язык в чашку преврати и немного подержи (ладошки держим в форме чашечки)
7. Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись (указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе).
Основная часть занятия.
Шуша предлагает отправиться в путешествие. Мы пойдем в гости к ее друзьям веселым змейкам. Но как ты помнишь у змеек свой язык, и разговаривать нам придется с ними на их языке. Давай вспомним, как говорит Шуша. Она шипит. Как правильно нужно произносить звук Ш. (картинки – символы помогут вспомнить).
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая до-
рожка».
Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не
касается «потолочка».
Горлышко не гудит.
Дуем на поднятый вверх кончик языка.
1. А теперь мы можем отправляться в путь. Шагаем по дорожке, на каждый шаг произносим звук Ш. Зовём друзей Шуши.
2. «Прятки»
А вот и змейки давайте с ними поздороваемся и поиграем.
Повтори звук столько раз, сколько змеек ты увидишь. На листе 9 змеек. Можно закрывать разное число змеек листом бумаги, а по количеству видимых змеек ребенок произноси звук Ш.
3. Игра с кубиком.
Шуша очень любит играть, брось кубик, сколько змеек выпадет на кубике, столько раз повтори звук Ш. (презентация слайд 3)
4. Повтори мелодию.
Шуша очень любит петь и музицировать. Давай и мы с ней споем. Взрослый отстукивает ритм и поизносит звуки Ш. Ребенок повторяет.
Задание усложняется: Взрослый только отстукивает ритм, а ребенок повторят голосом Шуши (звук Ш) и одновременно проигрывает серию ударов ладонью (или деревянными палочками, можно взять металлофон, музыкальные инструменты).
(Расстояние между черточками указывает, какая пауза должна быть между ударами длинная или короткая. Если точки расположены рядом друг с другом, значит, удары повторяются почти без пауз, если точки расположены с пробелом, значит в этом месте пауза между ударами увеличивается.)
// // // // // // // //
/ // / // / // / // / //
// /// // /// // /// // ///
И т. д.
5. Включаем знакомую мелодию и поем с Шушей.
Ш ШШШШ ШШШ ШШ ШШ ШШ (на мелодию «в лесу родилась елочка» и др.)
6. Шуша и ее друзья не могут долго сидеть на месте и хотят заняться спортом. Давай покажем и расскажем как мы это делаем.
(Я взяла упражнения из гимнастик Стрельниковой. Можно использовать и другие простые спортивные упражнения и движения, главное, чтобы вместе с движением ребенок правильно произносил звук «Ш» на выдохе.)
Описание упражнения
1. Упражнение «Ловим муху»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Сделайте вдох носом и выдохните произнося звук Ш, одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте упражнение 4 раза.
2. Упражнение «Стирка»
Исходное положение: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. Сделайте вдох резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу) и выдохните со звуком Ш. Затем кисти рук возвращаются в и. п. на уровень пояса. Норма: 4 раза.
3. Упражнение «Качаем шину»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка- о. с.).Вдох. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) – выдох и зву Ш. Слегка приподняться (но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, выдох «Ш». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая, голова опущена. Выполните упражнение 4 раза.
4. Упражнение «Кошка сердится»
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте вдох, танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - короткий выдох «Ш».
Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, выдох носом. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма: 4 раза.
5. Упражнение «Посмотри по сторонам»
Исходное положение: Встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Вдох. Поверните голову вправо - короткий выдох «Ш». Затем вдох голова прямо, поверните голову влево - короткий выдох «Ш». Шею не напрягать.
Норма: 4 раза.
6. Упражнение «Ушки»
Выполняется аналогично предыдущему движению, но голова накланяется к плечу, влево-вправо.
Норма: 4 раза.
7. Упражнение «Посмотри вверх=вниз»
Выполняется аналогично предыдущему движению, но голова накланяется вперед-назад.
Норма: 4 раза.
7. Шуше и змейкам очень понравились упражнения, и они хотят научить тебя веселой игре.
Включаем музыку поем мелодию звуком «Ш» и показываем любое танцевальное движение ребенку. Он повторяет движение и звук «Ш». Потом сам ребенок придумывает движение и поет звук, а логопед повторяет за ним. Если на занятии несколько детей они могут предлагать задания по очереди, в центре круга, а все повторять. Детям очень нравится, весело.
8. Игра с мячом.
Шуша говорит, что у тебя очень хорошо, получается, произносить звук Ш. А ее друзья просят тебя разгадать слова.
Инструкция ребенку: Я кидаю мяч и называю часть слова, а ты лови мяч и добавляй звук ш.
Мы… Ку…
Ду. Ва…
На… Шала…
Каранда… Малы…
Камы… Да…
Кы…
9. Лабиринт Шуши.
Ну, вот и пара нам возвращаться домой и Шуше надо домой. Нарисуй ей дорожку к дому. (Ребенок по лабиринту рисует карандашом путь для змеи)
10. Итог занятия.
Тебе понравилось сегодня в гостях у друзей Шуши? Что было интересно? Что было трудным? Чему ты научился? Что бы ты пожелал (а) Шуше ее друзьям? Шуша дарит тебе на память свою фотографию (наклейка змейка).