марина огаркова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края»
▼ Скачать
Конспект НОД на тему : «Птицы нашего края»
Педагогические цели:
Образовательные: Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развивающие: Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через аппликацию и лепку из пластилина). Воспитательные: Воспитывать любовь к живой природе, культуру общения с природой, бережное заботливое отношение к ней, стремление помогать зимующим птицам.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.
Планируемые результаты: дети знают о жизни зимующих птиц, их повадках. Они могут рассказать о значимости пернатых друзей для человека, и о том, как человек может помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.
Разучивание стихотворений, загадок о птицах, пословиц о природе.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: картинки и фотографии зимующих птиц; корма для птиц;
Раздаточный материал: бумага и пластилин на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры, стеки дощечки для лепки.
Организационная структура НОД
I. Мотивационно - побудительный
Воспитатель: Ребята, сегодня мы идем на выставку, посвященную птицам нашего края. Обратите внимание, как много здесь картинок и фотографий с разными птицами.
II. Организационно - поисковый
- Какие птицы вам знакомы? Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (ответы детей)
- Каких птиц сейчас не вино? Куда исчезли эти птицы? А как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?
Воспитатель. Верно, ребята. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, а самое ужасное – голод. Поэтому некоторые птицы имеют свои секреты, как перезимовать.
- Кто знает птичьи секреты? (ответы детей)
Воспитатель. Да, птицы в это время года приближаются к жилью человека. Во время снегопадов, в метели птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе, они погибнут.
Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете, каким кормом будете кормить разных птиц.
Вот перед вами на столе стоят тарелочки с семенами различных растений- подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, и др. а также овес и пшено, ягоды рябины, несолёное сало, хлебные крошки.
Дети берут картинки с изображением любой птички и рассказывают о ней.
1. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.
2. Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.
3. Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.
4. Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам найти картинки или фотографии с изображением тех птиц, о которых я загадаю вам загадки.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички —. (ласточки)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавли)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Воспитатель. Следующая игра «Что лишнее?». Я говорю, а вы должны на слух определить, что лишнее.
Ворона – ласточка – заяц – воробей - дятел?
Синица – снегирь –жаворонок – сорока – голубь
Ласточка – синица - скворец- стрижи – грачи
Воспитатель. А теперь игра «Найди ошибку»
Я буду говорить предложение, а вы должны найти ошибку и исправить её.
- Сорока летает ночью, а сова – днем.
- Воробей каркает, а ворона чирикает.
- Грач белый, а лебедь черный.
- Птицы живут в гнездах, а медведь - в берлоге.
Воспитатель. Какую пользу или вред приносят птицы людям?
(ответы детей)
Воспитатель. Ребята, если бы птицы могли разговаривать, что бы они сказали людям? (ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, мы обязательно должны защищать всех птиц, помогать им и оберегать. Даже пословицы и поговорки есть такие. Давайте их вспомним.
1. Птиц, зверей оберегайте и
Всегда им помогайте!
2. Кто умеет добрым быть
Тот сможет природу беречь и любить.
3. Где много пташек, там нет букашек.
4. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
5. Знает птица, что без Родины не годится
Воспитатель. А теперь я предлагаю вылепить птичку из пластилина или сделать аппликацию птички.
III.Рефлексивно - корригирующий.
Воспитатель. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.