Татьяна Караваева
Психологическое занятие для педагогов «Дороги, которые мы выбираем. Я и мой жизненный путь»
Цели занятия :
создание условия для осознания роли педагога и собственного профессионального пути, сплочения коллектива;
побуждение педагогов к самопознанию, личностному самораскрытию посредством использования метафорических карт;
снятие эмоциональное напряжение, усталости в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы:
Публикация «Психологическое занятие для педагогов „Дороги, которые мы выбираем, Я и мой жизненный путь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
набор метафорических ассоциативных карт «Пути-дороги. Метафора жизненного пути» Г. Кац, Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями (фотографиями) и 32 карты со словами);
листы А. 4, цветные карандаши, краски.
Музыкальное сопровождение: песни, связанные с темой дороги.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Педагоги стоят в кругу.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Для начала мы поприветствуем, друг друга и поиграем в игру «Приветствуем своих»
Каждый из участников получает записку, где написано одно слово «африканец», «японец», «европеец». Никто не должен говорить, какое слово ему досталось.
Эти три группы различаются способами приветствия: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются, «африканцы» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками).
Задача участников игры – найти «своих» и собраться в группу. Победит та группа, которая соберется первой.
2. Педагоги стоят в кругу.
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведём необычное занятие с использованием метафорических карт «Пути-дороги. Метафора жизненного пути». Они помогут нам лучше понять себя, друг друга, раскрыть себя, осознать особенности собственного профессионального пути.
Роль метафор в жизни людей огромна, они пронизывают все сферы человеческого существования (литература, кино, живопись, психология, искусство). Например, оказавшись в сложной ситуации, мы теряем голову. Когда нам стыдно, мы готовы провалиться сквозь землю.
Термин метафора (греч. metaphora — перенос, переносное значение) принадлежит Аристотелю, который полагал, что искусство метафоры - это искусство находить сходство между разными, порой очень непохожими вещами.
Поверьте, в жизни сильны метафоры «жизненного пути», «дорог, которые мы выбираем», «путь, который надо пройти», они являются только скелетами. А вот «мясо» образов – оно из опыта каждого человека, шагающему по своему похожему - непохожему на другие пути.
3. Педагоги стоят в кругу. Тихо звучит музыка (Олег Шак «Музыка Дороги»)
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в путешествие. У дороги, путешествия есть одно волшебное свойство – мы воспринимаем жизнь как большое путешествие, а путешествие – как модель жизни, как своеобразный тренинг, экзамен.
Кроме того, путешествие помогает выйти из привычного, в том числе и проблемного, круга. Плохо тебе, тяжело? Отправляйся в путь – там обретешь друзей, закалишься и вырастешь, пройдя испытания. Несмотря ни на что, двигайся, иди вперед, не стой на месте.
Только сама жизнь излечит тебя от нанесенных ею же ран и болячек.
Ну, что, готовы? Тогда поехали? Во время путешествия предлагаю передвигаться на автомобиле. Для этого нам необходимо его создать.
4. Упражнение «Автомобиль»
Представьте, что все мы с вами части автомобиля. Подумайте, какой его частью вы себя представляете, одно условие - повторяться нельзя.
Назовите эту деталь, почему выбрана именно она, какова ее роль в автомобиле. Займите место в центре круга, создавая вымышленный автомобиль.
Затем нам нужно выбрать водителя, который садится в импровизированный автомобиль.
Ведущий называет движения, водитель их выполняет, управляя частями автомобиля (начало движения, движение прямо, поворот направо, движение прямо, остановка на светофоре, движение прямо, поворот налево, остановка на заправочной станции, движение прямо, остановка в лесу, открываем багажник, располагается на пикник).
Попрошу занять места в круге и высказать эмоции по поводу упражнения. Что вы чувствовали выполняя роль детали автомобиля, водителя? Трудно ли было деталям работать в команде?
Педагоги стоят в кругу. Поставить на середину зала столы с картинками и словами.
5. Упражнение «Мой профессиональный путь»
Уважаемые коллеги, обратите внимание на столах лежат карточки. На каждой из них нарисована дорога. Нам ведь в жизни много всяких дорог приходится пройти. Сегодня остановимся на вашем профессиональном пути. У всех он свой. Посмотрите, есть ли здесь карточка, которая описывает ваш путь?
Представьте свою жизнь в виде дороги. Где-то есть ее начало, и она уходит куда- то вдаль …. На ней есть разные участки: прямые, опасные, комфортные, неухоженные…
Инструкция педагогам :
Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:
карта 1. - «Каким педагогом я была в начале профессионального пути»;
карта 2. - «Какой педагог я сейчас»;
карта 3. - «Каким педагогом я хочу быть».
Распределите их в той последовательности, которая отражает ваши этапы профессионального пути, никому не показываем выбранные карточки.
Как и полагается хорошей дороге, она снабжена дорожными знаками, которые следует расставить вдоль дороги. А для этого выберите 1-2 карточки со словами. Пусть они предупреждают вас, запрещают вам что-то, разрешают или предписывают.
Займите место за столом, и мы продолжим работу. Покажите свои карты коллегам, и по очереди прокомментируйте свой выбор, расскажите о себе, о своем профессиональном пути.
Педагоги садятся за стол. Включить музыкальное сопровождение
Упражнение «Расширение рисунка»
Коллеги у вас на столах лежат чистые листы бумаги, фломастеры, карандаши /цветные восковые мелки.
Инструкция педагогам :
Положите каждый свою карту № 3 в центр чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. Затем уберите карту и заполните рисунком пустое место. Время работы 2 минуты.
А сейчас с помощью вашего рисунка и карты №3 я попрошу вас, чтобы вы поделились ресурсами личностного и профессионального роста, - которые есть у каждого из нас и ответили на вопрос, «Каким педагогом я хочу быть».
Например, «Я выбрала карту с изображением прямой дороги. Хочу крепко стоять на ногах в своей профессии. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться, не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».
6. Упражнение «Мой опыт»
А теперь выберете одну карту, символизирующую ваш опыт и готовность им поделиться с коллегами, отдайте её мне.
Каждый по кругу вытягивает вслепую любую карту и отвечает на вопросы:
- Был ли на вашем профессиональном пути участок, подобный изображенному на карте?
- Куда вас привела дорога на этом этапе?
- Кто сопровождал вас тогда?
- Не хочется ли вам сейчас свернуть в сторону с этой точки вашего пути?
7. Телесно-ориентированное упражнение «Автомойка». Звучит музыкальное сопровождение.
Всех попрошу встать в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «автомобилем», он сообщает участникам, каким именно автомобилем он будет (марка автомобиля, автобус, грузовик). «Автомобиль» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «автомобиль».
Вопросы:
- Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»?
- Чьи прикосновения вам были более приятны?
Педагоги садятся за стол.
8. Включить видео «Притча о выборе пути»
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Вывод.
У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.
Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель.
9. Рефлексия.
Коллеги, попрошу поделиться своими впечатлениями от нашей встречи и продолжить следующее предложение
Главная мысль нашей встречи — …
Настроение нашей встречи — …
Слово нашей встречи — …
Итог нашей встречи — …
Спасибо всем за работу