Лучший педагог года

Психологический тренинг «Сбрось усталость!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Нурбобоева Оксана Ивановна
Психологический тренинг «Сбрось усталость!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический тренинг «Сбрось усталость!»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. установление положительного эмоционального настроя в группе;

2. снятие мышечного напряжения;

3. снятие эмоционального возбуждения, состояния напряженности;

4. избавление от негативных эмоций;

Ход тренинга

Вступление:

Психолог: - Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат.

И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна.

Вместе с нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Упражнение приветствие «Я сегодня вот такая»

Упражнение «Фантом»

Эмоции, их изобилие или их дефицит, а главное не возможность их качественно прожить занимают главное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. Все непрожитые эмоции застревают в теле. И из за этого возникают соматические заболевания.

Нарисуйте силуэт человека. Начнем с эмоций отрицательных

Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке.

Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх.

Стыд

Вина

Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль. И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.

Но иногда случается, так что в данный момент времени мы не можем выплеснуть какую то эмоцию. Что мы тогда делаем? Нужно безопасно избавиться от нее.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Описание: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

• танец плеч

• танец лица

• танец бёдер

• танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение «Психологическая зарядка»

Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!» Вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого!» Повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!» Повернуть голову влево: «Проживу теперь сто лет!»

Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево, повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится как надо!»

Упражнение «Разговор на незнакомом языке»

Цель: Очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.

Описание: Психолог предлагает без всяких правил говорить разные слоги и звуки. Упражнение длится от 3-5мин.

Составляющие жизни. Диагностика себя (самопрезентация основных сфер жизни Карьера любовь, духовность, любовь

Наше психологическое благополучие и хорошее эмоциональное состояние состоит их нескольких составляющий :

Отношение к себе - как мы к себе относимся, любим себя, заботимся о себе, не позволяем другим нарушать свои границы и сами не нарушаем чужие, ругаем или хвалим себя, позволяем ли ошибаться.

1. Какое наше мнение о нас самих. Ценим ли мы себя ка профессионала и просто как человека, даем ли время на отдых, много ли требуем

2. Отношения других людей к нам, как мы позиционируем себя другим людям – есть ли добрые друзья, коллеги, ценят ли вас, любят ли вас люди и вы людей, интересны ли они вам и вы им.

3. Социальный успех как мы воспринимаем тему социального успеха карьеру

Жизненный путь - как мы в целом представляем себе свой жизненный путь, довольны ли, хотим ли что то изменить, свою ли жизнь живем или чужую, свои ли цели реализовываем или чужие

4. Внутренний мир каков наш внутренний мир, какие там краски, что это такое- знаем ли или даже не задумывались никогда, Связь с Богом, с высшими силами и т. д., наша духовность, вера

5. Семья есть ли семья, ваше отношение к семье, ценности, традиции, чувствуете ли вы заботу и поддержку семьи, заботитесь ли сами

6. Любовь – к кому мы испытываем любовь, а к вам кто? Что это такое любовь? Где в мире любовь? Только ли между мужчиной и женщиной

Давайте поисследуем эти составляющие

.Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 3,4,5 прилагательных.

Каждая картинка это маленькая история про то как

(

После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпретация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт

Этот тест покажет какая сфера оказалась проблемной, недостаточно развитой, или неадекватно представленной. Это может стать началом работы над собой или проблемной областью

1. Если есть точка – это цель и к ней вы стремитесь, если вы из точки нарисовали финуру, т.

Лицо, солнце, мяч

2.

3.

4.

5. Квадрат это семья, вас заботит только семья,за пределами другой остальной мир

6

Если изображение абстрактное, то вопросы направлены на его одушевление, приписывание ему человеческих качеств. Зачем, почему, что чувствует, что хочет

Если пейзаж, то - где там вы, куда бы он мог себя поместить, или уже находиться там

Обязательно – спросить о эмоциональном отношении к собственным рисункам

а вам нравиться, что изменить?

Упражнение «Покажи пальцем»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Описание: Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

• Покажите самого активного сегодня;

• Кто сегодня особенно веселил группу;

• Самого сонного;

• Того, кто сегодня помог вам;

• Того, кого вы хотели бы узнать поближе;

• С кем хотели подружиться.

Упражнение «Я в лучах солнца!»

Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Описание: психолог предлагает участникам нарисовать на листе бумаги солнышко с лучиками. Каждый лучик необходимо подписать, закончив фразу: «Я сегодня молодец, потому что …». В конце упражнения участники зачитываю, что написали

Все знают, что человек сам может справиться со стрессовой ситуацией и помочь себе. Нужны только знания о различных методах и приемах и регулярное их применение. поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижение успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Практические психологи выделяют две группы методов, позволяющих человеку сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться. Условно их называют естественными и искусственными методами.

К первым относятся все «секреты», помогающие человеку самому восстановить внутренний эмоциональный баланс дома или на работе и прийти к равновесию в стрессовой ситуации. Таковыми являются:

• Физическая нагрузка (спорт, прогулка, труд и др.)

• Вода (плавание, водные процедуры)

• Увлечения (хобби)

• Общение со спокойными, оптимистичными людьми.

К искусственным методам самопомощи относятся целенаправленно созданные методы:

• Аутогенная тренировка или аутотренинг

• Психотехнические упражнения

• Релаксация

Упражнение 6. «Водопад»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Упражнение 7. «Мне сегодня.»

Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу «Мне сегодня.» и сказать, оправдались ли ожидания от занятия.

Памятка для педагогов «Как избежать утомления?»

1. Чтобы хорошо отдохнуть, надо сменять род деятельности (умственная работа – активный отдых).

2. Избегайте жёсткой регламентации во время отдыха, т. к. главное в отдыхе – это свобода!

3. Не забывайте о двигательной активности, которая способствует снятию нервнопсихического напряжения.

4. Чтобы прибавить час ко времени бодрствования – чаще отдыхайте. Отдыхайте до того, как Вы устали

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологический тренинг «Сбрось усталость!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Опубликовано: 17 марта 2025 в 10:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг «Сбрось усталость!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Нурбобоева Оксана Ивановна (УИ 1708632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 марта 2025 вторник
19 марта 2025 среда
Путешествуем на подводной лодке!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД