Асемгуль Мукашева
Прогулка зимой в старших группах
Наблюдение за сезонными изменениями зимой
Цели:
формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Художественное слово
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Публикация «Прогулка зимой в старших группах» размещена в разделах
Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
Опытно - эксперементальная деятельность "Свойства снега"
Цель: Называть свойства снега.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть снег - описать свойства которые они увидели. Затем потрогать его, взять в руки, и описать свои наблюдения. Какой снег в теплую погоду? Какой снег в морозную погоду?
Вывод: снег белый, холодный, в теплую погоду он липкий, тяжелый, влажный (сырой). В холодную погоду: сухой, пушистый, легкий, рассыпчатый. Если вниматльно присмотреться можно увидить кристалики льда - снежинки.
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Игры:
"Мышеловка"
(игра средней подвижности)
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
"Салочки-выручалочки"
(игра высокой подвижности)
Цель - приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
Ход игры:
Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать.
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать.
Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.
"Поменяйся местами"
(игра малой подвижности)
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые шапки, домашние животные и т. п. Например, воспитатель говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого синие варешки». Дети меняются местами и т. д. Игра проводится 3-4 минуты.
Дидактические игры
"Что сначала, что потом" дети показывают по порядку времена года. Цель - закрепить знания детей о временах года.
"Кто больше знает слов?" воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [с]. Цель - найти слова со звуком [с] в начале слова.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Наблюдение за зимующими птицами
Цели:
продолжать закрепление знаний о зимующих птицах;
формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Художественное слово
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Опытно - экперементальная деятельность со снегом.
Цель: показать детям, что снег - это вода. Объяснить, почему нельзя брать снег в рот.
Ход опыта:Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду.
Вывод: Снег расстаял - превратился в воду. Вода грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т. д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Игры:
«Замри»
(игра высокой подвижности)
Цель: обучать детей в умении ползать и бегать.
Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».
«Летает - не летает»
(игра малой подвижности)
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети стоят в кругу, в центре – инструктор. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают. Называя предмет, инструктор поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т. д.
Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.
Вариант. Игру можно проводить во время медленной ходьбы.
«Снежные круги» - игровое упражнение
Цель: развивать ловкость, меткость, формировать умение метать в цель.
Дети делятся на две разные группы по 2- 3человека. На двух фанерных листах, прикрепленных к стене беседки, чертятся круги. На расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6-8 снежков. По сигналу воспитателя «Начали!» каждая группа бросает снежки. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Индивидуальная работа:
«Не сбей флажок».
Цель:продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
развивать внимание и наблюдательность
Наблюдение за ветром
Цели:
формировать представление о природном явлении — ветре;
учить наблюдению за сезонными явлениями;
подмечать особенности этого явления, делать выводы
Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель. Спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.
Художественное слово:
«Ветерок» :
Был малюткой ветерок,
Да подрос за вечерок,
Стал задира и буян –
Настоящий ураган! В. Лисичкина
***
Вихрь взвиваю, все срываю, вниз деревья пригибаю.
(Ветер)
Опытно - экперементальная деятельность «Движение воздуха».
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке
Цель: формировать умения работать сообща
Игры:
"Ловишки с ленточками".
Цель:тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.
Ход игры: Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.
Русская народная игра "Платочек"
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, реализовать потребность детей в двигательной активности.
Ход игры:Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.
"Найди и промолчи"
Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, выдержку.
Материал: небольшой предмет.
Ход игры:Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным.
Вариант
Число спрятанных предметов можно увеличивать. Например: «На участке спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».
Дидактические игры и упражнения
"Какой ветер?" ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные. Цель - расширить словарный запас.
"Времена года". Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют. Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.
"Как поет ветер?" дети изображают гудение ветра, произнося звук [в]. Цель - закрепить произношение звука [в].
Индивидуальная работа Прыжки в длину с места.
Цели:
упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
совершенствовать координацию движений.